Разделы

Телеком Техника

Сотовикам наплевать на мобильные революции

Попытки протеста абонентов против высоких тарифов двух ведущих операторов сотовой связи Украины оказались безрезультатными. Обвинения Антимонопольного комитета в адрес компаний были оспорены. Монополисты сохраняют прежние расценки, несмотря на стремительный рост числа абонентов.

Две мобильные революции и «контреволюция»

Украинские активисты-студенты из Житомира призвали пользователей мобильной связи 1 сентября с 12 до 14 часов выключить свои мобильные телефоны. По их мнению, предложенная акция "Выключи мобильный, пообедай спокойно" направлена на то, чтобы операторы отменили плату за соединение, снизили тарифы на все звонки, SMS- и GPRS-услуги. При этом они привели несколько аргументов, связанных с текущими ценами основных игроков этого сегмента украинского рынка. Например, для карточных подключений стоимость 1 минуты звонка внутри сети UMC – $0,19, Киевстар – $0,15, а стоимость 1 минуты по Украине соответственно составляет $0,41 и $0,39. Кроме того, оба крупнейших национальных оператора используют плату за соединение в качестве дополнительного источника дохода (это еще $0,05).

Акцию «Выключи мобильный, пообедай спокойно» возглавил один из кандидатов в Президенты Украины Николай Рогожинский. По собственной инициативе к требованиям акции он добавил необходимость введения специальных тарифов для студентов, школьников, учителей и медиков. Но накануне мобильной революции с 31 августа до 2 сентября в Киеве дозвон на телефоны абонентов UMC и виртуального оператора Джинс был практически невозможен. Многие киевские абоненты расценили это как «контреволюционные действия», а для расследования причин сбоя Государственным комитетом связи и информатизации Украины создана специальная комиссия. Оказалось, что проблемы со связью в сети UMC с 31 августа по 2 сентября были вызваны резким ростом активности ее абонентов.

Антимонопольный комитет вынес серьезное предупреждение UMC о намерении рассмотреть снижение качества услуг связи компании как злоупотребление ею монопольным положением и потребовал предоставлять услуги как требует закон Украины «О телекоммуникациях». Реакция UMC была мгновенной. Уже 16 сентября первый коммутатор мощностью 350 тыс. абонентов был установлен в Киеве. Кроме того, обещано до конца 2004 года в Киеве установить 2 новых коммутатора и 3 – в регионах. (На сегодняшний день в сети UMC работает 11 коммутаторов (по 2 – в Киеве, Днепропетровске и Донецке)).

Принося извинения своим пользователям компания UMC предложила компенсации абонентам, обслуживающихся коммутатором №1 в Киеве (около 500 тыс.). Так, контрактным абонентам за период с 31 августа по 2 сентября 2004 года не будет начисляться стоимость тарифного пакета, стоимость национальных звонков, SMS и услуг WAP, MMS, «Мобильный интернет», а также добавлено 250 бонусов по программе «UMC Бонус». Для абонентов предоплаченной связи также не будет начисляться стоимость национальных звонков, SMS сообщений и услуг WAP, MMS, «Мобильный интернет» за 3 дня и добавлено по 10 гривен (~$2) на счета.

Вторая аналогичная мобильная революция, намеченная на 14 сентября c 12 до 14 часов, также не произвела каких-то потрясений в тарифной политике операторов. Поэтому вопрос: каковы же результаты этих выступлений, скорее всего, риторический. Накануне протеста украинские операторы мобильной связи заявляли, что не видят для себя никакой угрозы от мобильной революции.

Президент Киевстар Игорь Литовченко отметил следующее: «Революцию на рынке мобильной связи сделать нельзя. Цены здесь должны меняться эволюционным путем – снижением налогов, себестоимости. Чем больше будет предложение на рынке, чем больше будет операторов на нем работать, тем дешевле будут услуги. На развитом рынке оператор уже перестал вкладывать деньги в развитие сети. Он просто получает доход. Украина сегодня – это развивающийся рынок и операторам надо заботиться о постоянной качественной связи (при большом приросте абонентов) и расширении территории покрытия. А на это нужны инвестиции. За деньги, которые мы привлекаем, надо платить проценты. И любой инвестор, вкладывающий деньги, хочет получить прибыль».

Как уже сообщалCNews.ru, 2 сентября в России прошла аналогичная «забастовка мобильников», в которой по данным организаторов приняло участие около 750 тыс. абонентов.

«Нельзя сказать, что мы довольны результатами, но они есть, — рассказал CNews.ru Владимир Богаченко, президент НП «Сименс-Клуб» и один из членов оргкомитета «мобильной забастовки». — Как минимум, одна цель акции — поднять интерес к самой проблеме - реализована. Судя по опросам на различных ресурсах, акцию поддерживает от 50 до 75% проинформированных абонентов. Самая слабая сторона акции — это реклама, очень многие, к сожалению, не знали о ней».

Российские организаторы «мобильной забастовки» планируют проведение новых мероприятий, однако планы на этот счёт не уточняют. В беседе с CNews.ru представители всех крупнейших операторов сотовой связи России (МТС, БиЛайн, Мегафон) подчеркнули, что уважают право людей выражать своё мнение и готовы рассматривать любые проявления обратной связи с абонентами.

Новый оператор и подземная война

Несмотря ни на что, украинский рынок мобильной связи демонстрирует завидные темпы роста. На 1 октября 2004 года в Украине насчитывалось более 10 млн. абонентов (проникновение 21%). И, вероятнее всего, к концу этого года количество абонентов мобильной связи превысит количество абонентов фиксированной связи. Количество абонентов UMC с начала 2004 года увеличилось на 65,2% и составило 5,53 млн. человек, ее непосредственный конкурент Киевстар имеет 4,3 млн. абонентов. Столь острая конкуренция приводит к резкому обострению борьбы двух монополистов за каждого абонента.

Если для UMC осень 2004 года началась с «коммутаторных проблем» в Киеве, то ее главный конкурент – Киевстар – ввел пакет предоплаченной связи Djuice для молодежной аудитории, в котором звонок между абонентами до 1 декабря 2004 года бесплатен. Стартовый пакет Djuice стоит 50 грн., в том числе 15 грн. на счету абонента. После 1 декабря будет стоить 0,5 грн. за минуту, стоимость звонков на телефоны других абонентов сети "Киевстар" составляет 1 грн., на телефоны других операторов в Украине – 1,5 грн. (плата за соединение 0,27 грн. остается). Абоненты Djuice могут пользоваться автоматическим роумингом, GPRS, MMS и WAP.

Появление Djuice, по сути прямого конкурента виртуального оператора Джинс, работающего на технической базе UMC, способствовало тому, что последний объявил о снижении стоимости минуты исходящего звонка между абонентами Джинс до 0,25 грн. с 1 сентября по 1 декабря, а отправку SMS на 3 мобильных номера в Украине можно будет выполнять бесплатно.

Прирост абонентов основных операторов с начала 2004 года, тыс.

Прирост абонентов основных операторов с начала 2004 года, тыс.

Источник: CNews Analytics, 2004 г.

С июля 2004 года Киевстар запустил MMS-сервис на бесплатной основе до конца лета, и предложил летнюю акцию для новых абонентов компании (контрактных и pre-paid абонентов), которые получают 30 % скидку до конца лета 2004 года на все исходящие звонки. С августа 2004 года в сети Киевстара появилась зона покрытия GPRS, что позволит абонентам компании получать доступ к Интернету с высокой скоростью приема и передачи информации. В новых пределах покрытия GPRS можно пересылать с телефона на телефон или на адрес электронной почты не только текст, но и изображения, звуковые фрагменты и даже видеоролики.

Виртуальный оператор Джинс в честь своей первой годовщины провел молодежный праздник «Джинс ДиДжей парад». Это мероприятие проводилось в Одессе, Ялте, Судаке, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Львове и Киеве с 8 по 22 августа. С 16 сентября 2004 года оператор UMC ввел сниженные тарифные пакеты для контрактных подключений. Так, новые абоненты смогут подключиться по тарифным пакетам «UMC Базовый Новый», «UMC -10% Новый»; «UMC -20% Новый»; «UMC -30% Новый» и «UMC -50% Новый». По сравнению с предыдущими тарифными пакетами, в новых снижена стоимость исходящих звонков на другие сети в пределах Украины, абонентам UMC и SІM-SІМ, на номера услуг UMC-Область и UMC-Семья (в среднем на 25%). Действующие контрактные абоненты компании, у которых нет дополнительного соглашения, могут перейти на новые тарифные пакеты. В зависимости от того, каким объемом услуг абоненты пользуются, они получают скидку, предусмотренную условиями этого пакета. Чем больше ежемесячная стоимость выбранного абонентом пакета слуг (от 40 до 350 грн.), тем большую скидку он получает (до 50 %).

«Антимонопольные» проблемы

Мобильные революции были замечены Антимонопольным комитетом Украины, который в конце сентября 2004 года в лице его председателя Алексея Костусева заявил, что есть все основания признать UMC и Киевстар монополистами на украинском рынке мобильной связи. По уровню доходов этим операторам принадлежит 94,3% рынка, а по количеству абонентов 98,6 % рынка. При этом г-н Костусев отметил, что цены на услуги мобильной связи в снижаются очень медленно, и указал на стоимость 1 минуты разговора в Украине $0,13-0,21, в России – $0,05-0,07, в США – $0,02.

Но через несколько дней, во время назначенных общественных слушаний, посвященных состоянию конкуренции на ринке мобильной связи, представители Киевстар и UMC отрицали обвинения Антимонопольного комитета. Так, со стороны Киевстара было отмечено, что методы исследования Антимонопольным комитетом уровня рентабельности услуг операторов не соответствуют мировой методике, так как не учитывают тех инвестиций, которые компании должны вкладывать в свое развитие на быстрорастущем рынке. Представители UMC заметили, что по уровню снижения тарифов на мобильную связь Украина занимает одно из лидирующих мест в Европе.

В случае признания факта монополизации Антимонопольный комитет будет добиваться, чтобы тарифы были уменьшены, а предоставление услуг стало более качественным. В этом случае мобильную революцию можно будет считать успешной.

Сергей Зелинский / CNews.ru