Разделы

Телеком Контент Мобильная связь

К концу 2012 г. объем российского рынка мобильных игр достигнет $392 млн

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования «Российский рынок мобильных игр». Целью исследования являлся анализ российского рынка мобильных игр, позволяющий получить полную информацию о структуре рынка и динамике его развития.

В исследовании J’son & Partners Consulting рассмотрены мобильные игры для любых платформ, присутствующих на рынке, всех возможных жанров и игровых механик. При рассмотрении рынка мобильных игр были исключены следующие сегменты: игры для планшетов, игры для социальных сетей, игры для нетбуков, дополнительные мобильные сервисы для ПК-игр, игры для портативных игровых консолей.

Причина исключения игр на планшетных ПК из рассматриваемого рынка следующая. Игры на планшетных ПК – это сформированный отдельный рынок, обладающий достаточно большим количеством отличий от игр для мобильных телефонов и требующий отдельного анализа.

По оценкам J’son & Partners Consulting, объем мирового рынка мобильных игр по итогам 2012 г. составит $9,9 млрд. Данный рынок считается одним из динамично развивающихся: за последние два года среднегодовой прирост составил более 50%.

В исследовании рынка мобильных игр J’son & Partners Consulting приведено сравнение мирового рынка мобильных игр и рынка онлайн-игр – крупнейшего рынка в развлекательном сегменте. Из данного сравнения следует, что доля доходов мобильных игр в сравнении с доходами от онлайн-игр увеличивается. Так, в 2010 г. она составляла 25%, в 2012 г. достигнет, по прогнозам, 40%. Рынок мобильных игр продолжит интенсивно развиваться, занимая доминирующие позиции среди других направлений онлайн-игр.

2012-2013 гг. – станет периодом завершения этапа интенсивного роста рынка, когда позиции основных участников среди разработчиков, издателей, магазинов приложений уже определены, и каждый ориентирован на определенную рыночную нишу. Уже сегодня высокий уровень конкуренции практически лишает малых компаний-разработчиков прибыли при отказе от поддержки издателей.

В 2012 г., по оценкам J’son & Partners Consulting, мировая аудитория мобильных игр составила 1,02 млрд человек, а к 2016 г. количество игроков достигнет 1,53 млрд человек.

Среди основных трендов мирового рынка мобильных игр эксперты J’son & Partners Consulting выделяют следующие: новые форматы игр, которые стали возможны благодаря уникальному функционалу, совмещенному в одном девайсе (наличие GPS-модуля объясняет появление нового типа игр – геолокационных); рост популярности азартных игр на мобильных устройств является следствием популяризации данного направления игр в других сегментах игрового рынка (социальные и онлайн игры); доминирование условно-бесплатных игр на рынке за счет удобства данной модели монетизации для новых пользователей смартфонов; появление нового формата продвижения игр - кросс-рекламы, продвижение новых игр среди пользователей с помощью уже существующих продуктов; спрос на автоматизированные системы мобильной метрики и аналитики со стороны разработчиков порождает предложения аналитических продуктов от таких компаний: Flurry Analytics, App Annie и Distimo; появление средств разработки, позволяющих создавать мультиплатформенные решения, что позволяет разработчикам создавать продукты сразу для нескольких мобильных платформ.

Что касается России, то мобильные игры – это динамично развивающаяся категория российского игрового рынка. Мобильные игры являются лидером по загрузке из магазинов приложений: на них приходится 60% загрузок. Также растет число игроков: на конец 2012 г. число мобильных геймеров составит 38,6 млн человек, а к 2016 г., по прогнозам J’son & Partners Consulting, мобильная аудитория вырастет до 65,1 млн человек.

Особенность российского рынка мобильных игр – высокий уровень предпочтения Java-игр среди геймеров. Java-игры активно используются на стандартных мобильных телефонах. Оценивать игровой рынок в России, исключая Java-игры, некорректно, поскольку их доля велика: 64%.

Для российского рынка мобильных игр характерны количественные изменения его структурных сегментов: значительное уменьшение доли Java-игр и увеличение доли игровых мобильных приложений. В целом, объем российского рынка мобильных игр достигнет $392 млн к концу 2012 г.

Рынок мобильных игр в России является весьма перспективным, этому способствует ряд драйверов как национального, так и мирового масштабов. Драйверами российского рынка мобильных игр, по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, являются: увеличение географии покрытия 3G-сетей, увеличение числа игроков, а также парка смартфонов, снижение средней цены устройств, большой опыт разработчиков и издателей. Также на рынок в России в виду его глобальной структуры сильно влияют общемировые драйверы рынка.

На отечественном рынке мобильных игр наблюдается интересная тенденция: большие бюджеты расходуются не только на разработку игр, но и на мобильный маркетинг. В настоящее время недостаточно лишь создать интересное игровое приложение без эффективной маркетинговой стратегии. Продвижение мобильных игр в топ-листы магазинов приложений является залогом успешных продаж в дальнейшем.

Для продвижения приложений многие компании применяют ряд успешных мер, к которым можно отнести: оптимизацию игры для конкретного магазина приложений, поиск альтернативных магазинов приложений, работа с социальными сетями, проведение PR-работ и применение других неформатных способов продвижения.

По данным опроса J’son & Partners Consulting, 40% обладателей смартфонов ежедневно играют в мобильные игры, при этом лишь 51% пользователей ежедневно играют в игры с ПК.

Из числа играющих каждый день большая часть пользователей имеет начальное (83%) и среднее образование (44%), доля людей с высшим образованием составляет 38%.

Достаточное большое число игроков сосредоточено в старших возрастных группах: 26% пользователей в возрасте от 55 лет и старше играют в мобильные игры ежедневно, 35% – раз в неделю.

Среди ОС наиболее популярными платформами являются iOS и Android. Тройку лидеров замыкает платформа Windows Mobile.

Михаил Иванов