Разделы

Телеком Беспроводная связь Инфраструктура Мобильная связь

Российские телеком-операторы смогут быстрее разворачивать ШПД

Ключевой устойчивый продуктовый тренд последнего времени на рынке телеком-операторов — диверсификация услуг. Комбинирование сервисов в различные пакеты позволяет увеличить выручку с клиента, повысить лояльность и снизить отток. Построение экосистемы может идти по различным сценариям, но многие мобильные операторы уже эволюционировали в конвергентную форму, то есть запустили услуги фиксированного ШПД и пакеты FMC.

Huawei сотрудничает с большинством крупнейших операторов мира. Для компании важно поддерживать партнеров на пути развития и трансформации, поэтому мы ищем наиболее эффективные пути технологической реализации их бизнес-задач. Около половины сотрудников Huawei работает в центрах R&D, ведь инновационный лидер должен предлагать самые современные решения. Обычно под «инновациями» понимают какие-либо прорывы в научной области, но для решения некоторых задач необходимо взглянуть на проблему под другим углом. Инновационная концепция построения ШПД для мобильных операторов AirPON — именно такой случай.

Сеть мобильного оператора в упрощенном виде включает в себя большое количество базовых станций, транспорт и ядро. Построение фиксированного ШПД «в лоб» обычно выливается в создание тяжеловесной параллельной сети, в составе которой будет частично переиспользован ресурс транспорта и ядра, но многочисленные групповые устройства доступа — обычно OLT или коммутаторы FTTB — будут установлены «с нуля». Как и для базовых станций, для установки устройств ШПД потребуются организационные и технические усилия: поиск места размещения и заключение договора аренды, подключение к электросетям, установка шкафа с обеспечением необходимого климатического режима, физическая безопасность, подключение транспорта. В результате существование уже развернутой мобильной сети не окажет заметного влияния ни на синергию CAPEX и OPEX, ни на сокращение сроков строительства фиксированного ШПД и общий ROI проекта.

Что такое AirPON?

По итогам анализа сложившейся ситуации Huawei разработала концепцию, которая помогает операторам максимально эффективно переиспользовать существующую инфраструктуру мобильной сети. Говоря простым языком, AirPON — это OLT, который можно устанавливать на существующие мобильные сайты. OLT выполнен в форм-факторе Blade, монтируется на трубостойку БС или любую подходящую вертикальную конструкцию. Его вес составляет всего 15 кг, а установка производится силами двух монтажников в течение 40 минут. Питание может быть постоянным или переменным, а небольшая потребляемая мощность (150-200 Вт) позволяет в большинстве случаев использовать существующее питание базовой станции без дополнительных источников мощности. Оборудование оснащено пассивным теплоотведением, что в сочетании с защитой IP-65 существенно повышает надежность решения для различных климатических сценариев (AirPON был успешно протестирован в базовом лагере Эвереста на высоте 5300 метров!). Количество подключений на один OLT может доходить до 1024 абонентов, радиус подключения — до 20 км, присоединение к транспортной сети осуществляется через стандартные интерфейсы GE/10GE.

AirPON — это OLT, который выполнен в форм-факторе Blade и монтируется на трубостойку БС или любую подходящую вертикальную конструкцию

AirPON поддерживает широкие возможности развития услуг ШПД: оператор может выбрать конфигурацию GPON, 10 GPON или 10 GPON-ready, чтобы в дальнейшем предоставлять абонентам тарифы с повышением скоростей по мере появления таких запросов. К этому OLT можно подключать как абонентов массового сегмента, так и B2B-клиентов, и даже использовать PON как транспорт для подключения БС 3/4/5G.

Размещение OLT на базовой станции позволяет более эффективно обслуживать мобильные и фиксированные сети. Общее количество площадок не растет, что означает отсутствие дополнительных затрат на аренду, присоединение к электросетям, избыточные ресурсы транспортной сети, дополнительные выезды инженеров на обслуживание и устранение аварий.

Сценарии использования

Решение AirPON подходит как для разворачивания полноценной сети фиксированного ШПД, так и для специфических сценариев, например:

Подключение загородных поселков. В «новой реальности» все больше людей проводят рабочее время вне больших городов, и стандартного мобильного интернета может быть недостаточно для удаленной работы или учебы. Альтернативой разворачиванию обычного узла ШПД на территории коттеджного поселка может стать построение оптической сети от ближайшей БС с установленным AirPON. Учитывая большой радиус подключения абонентов (до 20 км), этот OLT может в перспективе обеспечить качественным фиксированным интернетом несколько близлежащих поселений

Точечное покрытие микрорайонов города. При необходимости оператор может обеспечить покрытием ШПД наиболее интересные микрорайоны города, установив AirPON на ближайшей удобной БС. Емкости одного OLT будет достаточно для покрытия ближайших жилых домов и бизнес-центров.

Быстрое подключение. AirPON поможет оперативно захватить перспективный район за счет минимального времени развертывания, что позволит предоставить услуги фиксированного ШПД быстрее конкурентов. Для ускорения построения оптической распределительной сети компания Huawei разработала решение Digital Quick ODN, позволяющее снизить общее время монтажа и требования к оснащению и квалификации монтажных бригад

Перспективы использования

За первые полгода после запуска AirPON с его помощью к ШПД было подключено более 1 млн домохозяйств в 45 странах мира. Специфика и универсальность решения позволяют гибко применять его в различных сценариях: как на сети мобильных операторов для построения FMC, так и для решения отдельных задач.

Использование AirPON существенно сокращает сроки развертывания сети и позволяет сэкономить на инвестициях в строительство и затратах на обслуживание, а также в разы сокращает время запуска услуг фиксированного ШПД и FMC для абонентов.

В России AirPON успешно прошел стадию тестирования в лабораториях крупнейших операторов и вскоре будет устанавливаться на действующей сети.

Павел Сиротинкин, исполнительный менеджер по маркетингу Huawei в России