Разделы

dc Бизнес Телеком Цифровизация Импортонезависимость Техника

Евгений Марьин, C3 Solutions: Российский рынок структурированных кабельных систем полностью контролируют локальные вендоры

Структурированная кабельная система (СКС) — физическая основа ИТ-инфраструктуры любого предприятия. Как выглядит этот сегмент российского рынка в современных условиях, как на него повлияли санкции и каковы его перспективы? На эти и другие вопросы CNews отвечает Евгений Марьин, руководитель направления структурированных кабельных систем компании C3 Solutions.

«Никаких неразрешимых проблем от санкций на российском рынке СКС нет»

CNews: Как вы оцениваете российскую динамику спроса на компоненты для центров обработки данных?

Евгений Марьин: Российский рынок ЦОД растет, его драйверами выступают известные технологические тренды: продолжение цифровизации экономики, распространение интернета вещей, популярность облачных вычислений и т.д. Вслед за рынком дата-центров развивается сегмент компонентов для создания ЦОД и их обновления.

CNews: Какую долю в затратах на инженерную структуру ЦОД занимает цена структурных кабельных систем?

Евгений Марьин: Обычно не более 10%.

CNews: Создали ли санкции существенные проблемы для данного сегмента в РФ?

Евгений Марьин: И да, и нет. В краткосрочной перспективе проблемы были. Западные вендоры с рынка быстро ушли, бросив ряд проектов, отказавшись от обязательств и т.д. Это повлияло на сроки сдачи некоторых новых дата-центров, работы на которых планировали исходя из договоренностей с ушедшими вендорами.

Однако достаточно быстро стало ясно, что никаких неразрешимых проблем от санкций на российском рынке СКС нет. Российские вендоры СКС — как существовавшие до 2022 года, так и появившиеся после — с успехом закрыли потребности локальных заказчиков, в том числе, в сегменте ЦОД. Сейчас российский рынок СКС полностью контролируют локальные вендоры. В принципе локальным корпоративным заказчикам доступна западная продукция, есть китайские поставщики, но мы не видим конкуренции с этой стороны.

CNews: Как быстро можно создать бренд новому поставщику компонентов для СКС?

Евгений Марьин: Как показала практика, вырастить новый бренд СКС успешно можно за пару лет, что видно на примере С3 Solutions. За два года мы создали портфель продукции, обеспечивающий потребности заказчиков любого уровня, в том числе, сегмента дата-центров, серверных, офисов и т.д.

У нас есть собственное производство элементов для СКС, но часть товарных позиций исходя из экономической целесообразности делают по нашим заказам на китайских фабриках.

CNews: В чем технические отличия оборудования для создания СКС в дата-центрах?

Евгений Марьин: Различия между ЦОД и серверными достаточно условные. Как объект называет заказчик, так и именуют в проектной документации. Площадку на десять серверных шкафов могут называть серверной, а на семь — ЦОД, были у нас такие прецеденты.

Разница в размерах обычно есть: ЦОДы больше, серверные меньше. Помещения серверных обычно компактные, поэтому там даже «на меди» можно получать скорости передачи данных порядка десяти гигабит. Оптические кабели позволяют обеспечивать высокие скорости, причём на больших расстояниях, характерных для современных дата-центров, где даже на объектах среднего размера длина соединения бывает уже в десятки и сотни метров.

Оптические кабели заметно компактней медных, что также важно для ЦОДов: когда в центральный кросс объекта приходит много кабелей, приходится вспоминать, что оптические проще проложить и обслуживать, кроме того, они существенно легче медных.

«Срок жизни СКС ограничен временем жизни центра обработки данных»

CNews: Как часто требуется техническая поддержка вендора при создании/развитии СКС в ЦОД?

Евгений Марьин: Основная ответственность за СКС — как и за другие инженерные системы ЦОД — на интеграторе, который разрабатывает и реализует данный проект. Но вендоры, конечно же, вовлечены в процесс. Например, мы предоставляем на кабели системную гарантию сроком в 25 лет. Она доступна сертифицированным интеграторам, которые выполнили некоторые требования, в частности, а протестировали порты и передали нам результаты тестирования, на основании которых предоставляем гарантию. Наша гарантия предусматривает бесплатную замену компонент СКС в данном проекте.

CNews: Чем ограничен срок службы СКС в реальных условиях?

Евгений Марьин: Срок жизни СКС ограничен временем жизни ЦОД. СКС неприхотлива в эксплуатации и в большинстве случаев устаревает морально. При перепроектировании кабельной сети согласно новым требованиям заказчика, отдельные фрагменты имеющейся вполне могут быть использованы в новой СКС и продолжать свою работу долгие годы.

CNews: Как сейчас выглядят предпочтения заказчиков: одномодовое/многомодовое/витая пара? Как будет меняться баланс с течение времени?

Евгений Марьин: Витая пара занимает 99,99% офисных СКС. «Оптику» тут используют для отдельных фрагментов: для канала связи с интернет-провайдером, для соединяя сегментов офисной сети, например, размещенных на разных этажах, и т.д. Если мы говорим о ЦОД, там ситуация обратная: тут СКС на 90+% построены на оптических каналах передачи данных. Медные кабели в дата-центрах тоже используют, но для служебных задач — в системах мониторинга, контроля доступа, видеонаблюдения и пр.

CNews: Как будут развиваться линейки СКС в краткосрочной перспективе?

Евгений Марьин: Большинство оптических СКС сейчас создают на многомодовом кабеле. Хотя многомодовый кабель дороже одномодового, но трансиверы — устройства, конвертирующие электрический сигнал в оптический и наоборот — для многомодового кабеля существенно дешевле. В ЦОД нужны многие тысячи трансиверов, поэтому предпочтение определяет экономическая сторона вопроса.

Однако одномодовое волокно обеспечивает связь на десятки километров, а многомодовое — только на 400-500 м. Одномодовое волокно используют для магистральных линий — между зданиями, ЦОДами, городами и регионами. Если заказчик создает ЦОД размером со стадион, то тут тоже придётся использовать многомодовое оптоволокно.

Но стоимость одномодовых трансиверов уменьшается. Многие заказчики начинают переходить на такое волокно уж внутри ЦОД. Однако сравняются цены еще не скоро, процесс займет годы, это уже не кратко-, а среднесрочная перспектива.

CNews: На какие особенности элементов для СКС обращают внимание заказчики кроме рыночных: цена, скорость поставки и т.д.?

Евгений Марьин: Заказчикам нужны претерминированные решения — когда кабельная продукция приходит с производства уже нужной длины, претерменированная с обеих концов коннекторами . Казалось бы: покупай кабель в бухтах, по месту нарезай его и сваривай — так будет существенно дешевле. Но нужно учитывать фактор времени: на среднюю серверную стойку приходит до 96 волокон, что квалифицированный монтажник со сварочным аппаратом может сварить за смену. Столько же волокон с сервера приходит на центральный кросс дата-центра, их тоже надо обработать. Если таких шкафов сотня — а это ЦОД среднего размера — то работы по оконечиванию растянутся на несколько кварталов, что недопустимо долго, ни один современный бизнес-проект таких сроков не выдержит.

CNews: Как вы оцениваете перспективы выхода российских компонент для ЦОД на рынки за пределами рублевой зоны?

Евгений Марьин: Вполне реалистично! Мы работаем в этом направлении. У нас есть команда, продвигающая решения — не только СКС, но и другие компоненты для создания центров обработки данных — которая работает на поставках продукции как в СНГ, так и в дальнее зарубежье.