Разделы

Телеком Интернет Бизнес Мобильная связь Беспроводная связь Инфраструктура ИТ в торговле Интернет-доступ Веб-сервисы Тендеры

Андрей Ушацкий о сетях будущего и ИКТ-стратегии МТС

Весной текущего года МТС покинул Фредерик Ваносчуйзе, вице-президент компании по ИТ. Его обязанности перешли к Андрею Ушацкому, до этого момента – вице-президента по технике, ныне отвечающему за оба блока. В интервью CNews вице-президент по технике и информационным технологиям рассказал о стратегических инициативах компании, планах развития сетей LTE, принципах работы с поставщиками. Андрей Ушацкий также представил свое видение сетей будущего и осветил вопросы применения МТС передовых технологий.

CNews: Каково ваше отношение к ИТ-аутсорсингу и ИТ-инсорсингу?

Андрей Ушацкий: Знаете, я считаю, что у нас очень трезвый подход к данному вопросу. Мы не исповедуем принцип, что для одних бизнес-процессов обязательна модель аутсорсинга, а для других приемлем только внутренний контроль. У нас весьма прагматичный подход, основанный исключительно на конкретных бизнес-кейсах. Если нам дешевле передать определенную функцию внешней компании без потери качества, мы это делаем, если нет – не делаем. Речь идет в первую очередь о готовности рынка: не во всех регионах России рынок одинаково развит, в том числе и с точки зрения ИТ-сервисов.

Мы еще три года назад создали пилотный макрорегион «Центр», который географически охватывает субъекты Центрального федерального округа России. Функции эксплуатации сети – а это для нас бизнес-критичный процесс – мы отдали на аутсорсинг компании Nokia, в то время – NSN. Мы получили снижение удельных затрат и не потеряли в качестве, и поэтому оцениваем проект как успешный. Но, с другой стороны, честно говоря, какого-либо суперэффекта – такого, чтобы сказать: «Давайте теперь везде будем использовать эту модель», – мы не достигли.

Понимаете, аутсорсинг выгоден в двух случаях. Первый – greenfield project, когда компания начинает строить сеть в регионе или в стране с нуля, не имея экспертизы, персонала, не зная рынка и его особенностей. Здесь компетенцию действительно лучше купить – это эффективнее. Второй случай – предоставление услуг аутсорсером сразу нескольким операторам на одной географической территории. За счет эффекта масштаба сервис-провайдер может предложить выгодную цену и наработанное качество.


Андрей Ушацкий: Объем LTE-трафика на одного абонента в 30 раз превышает объем трафика пользователя 3G- и 2G-интернета

МТС не greenfield project, компания на рынке уже 20 лет, и за эти годы все внутренние процессы подвергались многократной оптимизации. Внешний провайдер в принципе не сделает что-то лучше, чем умеем мы. Единственная выгода для нас может заключаться в некоей синергии, в эффекте масштаба. Но, к сожалению, сегодня подходящих предложений на рынке просто нет. Мы даже предпринимаем попытки договориться с нашими конкурентами-партнерами, чтобы обеспечить этот самый масштаб, но пока безрезультатно. Этим и объясняется наше весьма аккуратное отношение к вопросам аутсорсинга. Безусловно, непрофильные функции, которые не влияют ни на качество наших услуг, ни на работоспособность сети, мы стремимся передать внешним компаниям, если видим, что это дает существенную экономию.

CNews: Но вы допускаете, что использование аутсорсинга профильных функций может получить широкое распространение в вашей компании?

Андрей Ушацкий: В мировой практике такие примеры есть. Существуют операторы, которые все вспомогательные функции передают партнерам и занимаются только коммерческой деятельностью. Но это либо историческое положение вещей, когда компания еще на этапе выхода на рынок приняла решение активно сотрудничать с аутсорсерами, либо какие угодно страновые особенности, например, с точки зрения географии страны. Мое мнение заключается в том, что, если оператор связи решается на аутсорсинг профильных функций, то останавливаться на полпути нельзя. Тут нет золотой середины. Объясню, почему. Возьмем, к примеру, сеть. Можно выделить множество функций: эксплуатация, планирование дизайна, строительство и развитие, модернизация, оптимизация и т. д. Все эти процессы тесно связаны между собой, и каждый из них влияет на качество предоставления оператором связи услуг своим абонентам. Нельзя добиться высокого качества только хорошей эксплуатацией сети, нужно и оптимизировать, и модернизировать, и развивать. Отдавать какую-либо одну функцию на аутсорсинг слишком сложно с точки зрения контроля качества и достижения договоренности с контрагентом. Взяв на себя обязательства по обслуживанию сети, сервис-провайдер не может повлиять на то, чтобы оператор инвестировал в ее развитие. Может наступить момент, когда контрагент, как бы он ни старался, уже не сможет гарантировать исполнение своих обязательств. Получается, что SLA (Соглашение об уровне обслуживания – прим. CNews) сразу должно включать в себя высокоуровневые показатели, а для этого нужно отдавать внешней компании практически все функции.

CNews: Планирует ли компания МТС создавать внутреннюю ИТ-компанию для работы на внешнем рынке – для развития и эксплуатации ИТ-систем?

Андрей Ушацкий: Нет, мы не планируем создавать такую компанию. Внутри группы МТС подобная практика существует. Например, подразделение в составе МТС предоставляет услуги сервисного обслуживания компании РТК – нашей дочерней розничной компании. Но на внешний рынок выходить с подобным предложением мы не собираемся.

CNews: В текущем году МТС должна запустить сети LTE в 74 регионах. Что уже сделано?

Андрей Ушацкий: Все идет по плану. Сейчас сети LTE запущены в коммерческую эксплуатацию уже в 40 регионах. До конца года мы запустим сети во всех 74 регионах.

CNews: С какими сложностями сталкиваетесь?

Андрей Ушацкий: Есть, безусловно, ограничения по частотам, но каких-то иных сложностей с запуском сетей LTE у нас нет. Известно, что операторы организовали «Союз LTE», в рамках которого ведется планомерная деятельность по расчистке и высвобождению радиочастотного спектра. В 2013 году были проведены масштабные работы, практически по всей стране высвобожден диапазон 2,5–2,7ГГц – теперь операторы могут использовать его для создания своих LTE-сетей. Мы продолжаем работать и с частотным диапазоном 800 МГц на всей территории РФ. Кроме того, регулятор принял решение о возможности рефарминга диапазона 1800 МГц для развертывания в нем LTE-сетей. Мы будем его применять.

CNews: Какие инвестиции в сети LTE запланированы на 2014–2015 годы?

Андрей Ушацкий: Инвестиции в развитие LTE в данный период составят i50–60 млрд.

CNews: Какая доля ваших абонентов в Москве пользуется 4G?

Андрей Ушацкий: Наверное, говорить об этом еще рано, потому что проникновение терминалов с поддержкой LTE пока невысокое, но динамика обнадеживает: количество пользователей 4G с начала года выросло в 10 раз. Еще больше впечатляет показатель, отражающий рост потребления трафика. В среднем объем LTE-трафика на одного абонента в 30 раз превышает объем трафика пользователя 3G- и 2G-интернета. В Москве на долю сетей LTE приходится уже 10% всего трафика передачи данных. Мы вполне можем рассчитывать, что к концу текущего года уже до 50% трафика перейдет в сети LTE.