Разделы

Телеком Мобильная связь

"Большой сотовой тройке" 3G не нужен

По результатам недавно прошедшего конкурса лицензии на предоставление 3G-услуг получили операторы большой "тройки". Что вполне предсказуемо. Однако столь достойное начинание, похоже, не принесет плодов: в России 3G мало кому нужно. В особенности это касается операторов, не так давно вложивших немалые деньги в модернизированные сети стандарта GSM.

Впрочем, самих операторов большой "тройки" вряд ли стоит осуждать за "консервативность" в развитии новой технологии. Имея модернизированные сети стандарта GSM, обладающие хорошим покрытием и достаточным набором услуг, в развитие которых не так давно были вложены приличные средства, нет, особенного стимула вкладываться в построение второй сети такого же класса, пусть и большей емкости. Предложение более широкого спектра услуг вряд ли приведет к значительному росту абонентской базы и доходов. В создании и развитии новой конкурирующей сети на основе новых технологий будет заинтересован лишь оператор, не обладающий инфраструктурой или абонентской базой. Так называемый оператор Greenfield.

Назад или вперед?

Получается парадокс. С одной стороны, российское правительство заявляет о необходимости скорейшего развития новых технологий в стране. Учитывая серьезное индустриальное отставание, возникшее в 90-е гг., речь должна идти о революционных сценариях. Но на практике большинство руководителей и экспертов отечественной отрасли говорит об "эволюции" сотовой связи, скорее ведущей к дальнейшей стагнации (или даже отставанию), чем к развитию. Причем основная линия доказательств не меняется. Меняется лишь аргументация. Если вначале главными резонами были неготовность технологии из-за отсутствия оборудования, затем неготовность пользователей, то теперь в вину ставится отсутствие бизнес-сценариев, способных окупить затрачиваемые инвестиции.

Из Министерства связи доносятся слабые сигналы о возможности выдачи четвертой лицензии
Из Министерства связи доносятся слабые сигналы о возможности выдачи четвертой лицензии

Казалось бы, подобная взвешенная аргументация имеет под собой реальную почву. Но только в исторической перспективе. Новая технология, как и любое передовое нововведение, должна способствовать и появлению прогрессивного креативного мышления, внедрению смелых инновационных идей и решений в практические продукты или услуги, имеющих как деловую, так и социальную ценность в современном стремительно меняющемся мире. Бизнесмен, застрявший на вечно стоящей Ленинградке, примет участие в виртуальном совещании с коллегами или партнерами, подписав миллионную сделку, а фельдшер далекого райцентра сделает видеоосмотр больного и в реальном времени посоветуется с опытным врачом из столичной клиники. Аналогичных примеров множество. Оператор способен предложить деловому сообществу необходимые продукты, а государство обязано позаботиться об охвате хотя бы 85%, если не всего населения страны передовыми технологиями, способными сыграть важную роль в жизни. Если эти ситуации и звучали бы фантастично лет десять назад, то сейчас это обыденная реальность современной российской жизни. Но именно подобного подхода и не хватает всем участникам рынка.

Тем временем появляются и открытые противники внедрения 3G. Это операторы, получившие лицензии на WiMax, предлагающие считать именно их стандарт дальнейшим этапом развития подвижной связи общего пользования и отказаться от "третьего поколения", как полностью себя дискредитировавшего. По мере быстрого развития WiMax, появление совершенной "подвижной" составляющей в его составе с одной стороны, а с другой – вялые попытки лицензиатов создать совершенный продукт 3G, это тихое незаметное "ворчание" может перерасти в полноценное лобирование своего варианта "народной связи будущего".

Если в Западной Европе основной толчок в развитии технологии 3G в первые годы ее существования дали операторы-новички, в то время как все ранее присутствующие на рынке игроки тянули время, то в наиболее развивающихся странах Азии, при ограничении доступа на рынок, "локомотивами" технологии стали операторы, контролируемые правительствами. Опыт Малайзии, Сингапура, Тайваня, где одновременное развертывание современных сетей связей и вклад правительства в развитие высокотехнологичного сектора дало новый импульс развития современной экономики, очень характерен в этой связи. Учитывая отсутствие "новичков" или "богатых" госоператоров на рынке сотовой связи, развитие 3G в России грозит превратиться в простую формальность.

Внедрение любой передовой технологии всегда способствует дальнейшему развитию экономики любой страны. 3G в этом случае не исключение. В современном виртуальном мире глобализации связь является ключевым звеном, объединяющим людей, способным мгновенно преодолевать расстояния между ними, вопреки исторической тенденции их физической концентрации в городах. Жизнь современных мегаполисов движется, скорее, в сторону ухудшения всех ее сторон, чем улучшения. Роль государства как регулятора жизни общества заключается в исправлении тенденций.

Не пересматривая условий прошедшего конкурса, государство, как регулятор рынка, должно сделать дальнейшие, более решительные шаги в направлении развития современных технологий сотовой связи. Слабые сигналы о возможности выдачи четвертой лицензии уже доносятся из Министерства связи. Хотелось бы верить, что в ближайшие два-три года все города и райцентры нашей страны будут обеспечены современной связью.

Алексей Синчуков / CNews