Разделы

Телеком Проводная связь

"Длинные" московские номера: месяц спустя

1 июля 2012 года оператор МГТС перешел на единый десятизначный формат номеров. Это – так называемый "закрытый план телефонной нумерации", который, предусматривает обязательный набор префикса перед местным телефонным номером. Многим принудительный перевод на новый план не понравился: 10 кнопок нажимать немного дольше, чем 7. Однако эксперты говорят, что этот шаг логичен, соответствует контексту развития отрасли и может даже упростить жизнь пользователей.

По мнению Ильи Раченкова, в сегменте фиксированной телефонной связи сейчас наблюдается застой, и рост прибыли от продаж достигается за счет сокращения управленческих и коммерческих расходов. Напомним, что стоимость проекта по завершению цифровизации сети МГТС и переходу на ЗПН составила около 1 млрд рублей – против планируемых 10 млрд, заложенных в бюджет по цифровизации сети до 2014 года.

Закрытый план нумерации поможет сэкономить и в дальнейшем: единообразие в планах набора номера упрощает разработку и сопровождение ПО станций.

Взгляд сквозь "оптику"

МГТС в свою очередь, помимо унификации, обещает абонентам мгновенное соединение за счет функции тонового набора, увеличение номерной емкости (в связи с пересмотром подхода к набору номера) и повышение качества обслуживания за счет улучшения управляемости телефонным соединением – таким образом, лояльность абонентов должна повыситься за счет улучшения качества услуг. При этом эксперты полагают, что в перспективе услуги телефонии у данного оператора отойдут на второй план, особенно с учетом перехода на сеть GPON, и в ближайшем будущем рассуждения об удобствах и неудобствах использования нововведенного стандарта потеряют актуальность. Конкуренция, скорее всего, обострится не в области телефонии, а в области передачи данных, и здесь амбиции МГТС очень высоки.


Никто не передает такого объема данных, который передают фиксированные операторы

"Новые услуги (интернет, цифровое телевидение, видеонаблюдение) перевесят в перспективе – просто потому, что абонентов переведут на GPON. Пользователю это будет только во благо: когда он перейдет с меди, которая не всегда хорошо работает, на оптику, у него, естественно, будут выше скорости и появится возможность потреблять больше услуг. Дополнительные услуги в портфеле у самого предприятия – это плюс; в плане отбивки инвестиций генеральный директор МГТС Сергей Иванов называл семь лет. Это действительно перспективная технология, на базе которой можно будет конкурировать в технологическом плане с другими операторами связи, потому что медь сейчас с точки зрения запросов абонента приближается к потолку своей технической возможности. Она дает 8–20 Мбит/с в прямом канале, а сейчас в Москве это типовое потребление. А здесь потенциал – 100-200, и его, что приятно, можно наращивать. Есть возможность масштабирования и относительно недорогой модернизации, когда можно будет в дом давать гигабит в долгосрочной перспективе", – рассуждает Константин Анкилов. Правда, по его мнению, такой перевес в портфеле услуг случится не завтра.

С ним соглашается Илья Раченков: "Совершенно однозначно, доля "нетелефонных" доходов будет расти (и это уже довольно давно происходит у всех операторов фиксированной телефонной связи), однако, я предполагаю, что в сумме конкретно в случае с МГТС они превысят доходы от традиционной телефонной связи еще нескоро: на мой взгляд, это перспектива не менее 5 лет. Доля доходов от телематических услуг (интернет) за 2011 год составила 3,4% от общей выручки МГТС, тогда как в 2010 году эта доля составила лишь 2,5%. Темп прироста по данным услугам оказался наивысшим: +40,3%, что во многом является следствием проводимой цифровизации сетей".

Между тем Сергей Иванов уверен, что будущее – за фиксированной связью, и здесь у МГТС как у оператора фиксированной связи явный приоритет: "Время, когда был интересен мобильный голос, проходит. Наступает эра передачи данных. Никто не передает такого объема данных, который передают фиксированные операторы. У них есть конек – нет ограничений частотного ресурса".

Константин Анкилов считает, что, несмотря на явные преимущества той или иной технологии, конкуренция в первую очередь ведется на коммерческом, маркетинговом поле, и здесь не технология решает эту проблему, а то, как организована служба техподдержки, сервисные службы, инсталляторы и прочее. "МГТС себе наметила очень серьезные показатели по скорости реагирования на проблемы и по скорости подключения новых абонентов, – сообщает Константин. – Посмотрим, как будет развиваться ситуация".

Что касается фиксированной связи и ее перспектив, то многое зависит от сегмента рынка, полагает Михаил Сергеев: "Фиксированная связь в ближайшие несколько лет продолжит сильно меняться. Частные пользователи постепенно переходят на мобильные телефоны. Статистика спроса на установку фиксированных телефонов в новостройках Москвы свидетельствует, что спрос падает – если в 2004 г. в 98% квартир покупали номер (в 2% – два и более), то по состоянию на 2011 год эта цифра снизилась до 72%".

По его словам, в корпоративном секторе ситуация иная – крупные компании пока не готовы повсеместно к перевариванию концепции мобильности сотрудников. Пока что фиксированная связь все еще считается более надежной, поэтому крупный бизнес по умолчанию будет пользоваться фиксированными решениями. "Нельзя забывать и про риск-менеджмент, нормы которого (особенно для предприятий публичных) требуют неких гарантий доступа предприятия – и только фиксированная связь удовлетворяет такие запросы. Другое дело, что технологии меняются – эра IP постепенно захватывает рынок", – поясняет Михаил.

Среднему и тем более малому бизнесу ближе не консервативный подход, но экономическая целесообразность. "В практике "Гарс Телеком" есть клиенты, которые еще в 2006-2007 годах сначала глубоко интегрировали мобильную связь (FMC), а впоследствии и вовсе отказались от фиксированной составляющей, полагая, что нет смысла содержать два вида связи. Однако отток этой категории не будет взрывным – во всяком случае, в ближайшие 4-5 лет", – полагает Михаил Сергеев.

Ирина Матюшонок / CNews