Разделы

Телеком ПО Мобильная связь Контент Беспроводная связь Инфраструктура

Электронные карты в России: кто делает деньги на GPS

Рынок GPS-навигации в России в последние год-полтора демонстрирует устойчивый бурный рост. Но так как любое навигационное устройство обязательно имеет предустановленное картографическое ПО, то здесь одним из ключевых аспектов становится картографический контент. Покупая любое GPS-устройство, пользователь должен иметь в виду, что на 90% точность навигации будет зависеть от того, какая карта в него установлена. Как же устроен данный сегмент в России?

Все карты, использующиеся на GPS-устройствах, можно разделить на зарубежные и отечественные. ВВ основном вендоры GPS-устройств и производители навигационного ПО или лицензируют соответствующие фрагменты местности у крупного поставщика картографической информации (например, TeleAtlas), или составляют свою базу данных, основываясь на cведениях от официальных государственных географических ведомств и/или на собственной информации. В России достаточно длительное время применялся именно первый подход, правда, с небольшими изменениями: местные компании дополняли лицензированные карты, преимущественно от TeleAtlas, полезными объектами инфраструктуры (POI) и адресной базой. Так, например, "Навигационные системы" - российский разработчик навигационного ПО "Автоспутник" - использует геоинформационный набор данных (граф дорожного движения, контуры зданий, названия населенных пунктов в соответствии с их административной принадлежностью и прочее), предоставляемых "Геоцентр-Консалтинг". Недостаток такого подхода состоит в том, что процесс пополнения информации является более трудоемким, так нужно собирать и компилировать информацию из разных источников. Помимо этого, для массового продукта стоимость данного решения достаточно высока. Дмитрий Хавжу, генеральный директор компании "Макцентр" (дистрибьютора ПО "Автоспутник") приводит пример с продуктом iGo – зарубежной навигационной системой, пользовавшейся популярностью в России до недавнего времени: "в комплект ее поставки входят карты 43 европейских стран за исключением России. Производитель никак официально не комментирует отсутствие карты России в европейской версии программы. Однако косвенные данные позволяют предположить, что наличие российской карты значительно удорожило бы продукт, а европейский пользователь платить за Россию большие деньги не готов".

Другим серьезным барьером для развития рынка является государственная монополия на правообладание картами. Как правило, в основе любой цифровой карты лежит несколько источников информации: физическая картоснова, адресный план, дорожная информация (наличие или запрещение поворотов, участки одностороннего движения), POI. Полученная карта должна получить разрешение в Управлении Геодезии и Картографии Федерального Агентства по Геодезии и Картографии (Роскартография). Эксперты управления проверяют, получена ли информация, приведенная на карте, легальным образом, а также насколько она может быть опубликована в открытом доступе (например, нет ли на ней секретных объектов). В целом, существующее законодательство никак не учитывает такой продукт, как цифровая карта – все требования при получении разрешений относятся исключительно к бумажным картам. В 2007 году ряд ограничений на создание детализированных карт отечественными вендорами был снят, что инспирировало рост цифрового картографического рынка и рынка GPS-навигации в целом.

Широка страна родная

На рынке России есть три условно выделяемых уровня детализации картографического покрытия: базовое, детальное и дополнительное (детальное плюс информация о POI). Если карты первого уровня (масштаб 1:1 000 000) детализации (карты с федеральными трассами, крупными населенными пунктами, гидрографией) предоставляют все продающиеся в России разработчики или дистрибьюторы, то второй уровень (1:10 000) встречается гораздо реже. Он предполагает, что пользователь навигационного ПО, работающего с такой картой, сможет рассчитать маршрут до объекта, зная его адрес. До 2007 года в России существовало некоторое количество подробных карт для Москвы и Санкт-Петербурга, а также нескольких городов-миллионников (Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара). При этом адресная база по этим городам датировалась концом 1980-х-началом 1990-х годов и практически не была актуализирована. Кроме того, города были даны без их пригородов или с не очень подробными областями.

Однако и сейчас все игроки рынка сходятся во мнении, что производство электронных векторных карт отстает от растущего спроса, и основная территория РФ, за исключением крупных городов, остается необеспеченной. Сергей Жуков, руководитель отдела картографии компании "Навиком", замечает, что благодаря отсутствию единой государственной актуальной картографической базы данных, единого государственного адресного реестра и единой справочной системы по организации автомобильного движения, огромные средства и силы вкладываются непосредственно производителем картографической информации в актуализацию и обновление карт. Средний срок устаревания карты – от 6 месяцев (в районах с интенсивным строительством) до 1 года. Первые серьезные попытки исправить сложившуюся ситуацию были предприняты разработчиками "Автоспутника" (карты от зарубежного TeleAtlas) и "Навител Навигатора" (карты от "Центра Навигационных Технологий"). В результате этого потребителям были предложены конкурентоспособные отечественные продукты для GPS-навигации, которые стали появляться как в качестве OEM-версий для GPS-коммуникаторов, так и предустановленными в PND-оборудование.

Доли картографических вендоров в России

Доли подсчитаны по предустановке на устройства производителем. В диаграме не учтен вторичный и розничный рынок (продажа ПО отдельно).

Источник: CNews Analytics, 2008

К середине 2008 года появились карты регионов уже вполне состоятельной детализации и актуальности – например, детальные карты регионов России от ЦНТ – подробные адресные планы приведены для 145 городов и населенных пунктов 28 регионов России и выполнены на картографической основе масштаба 1:10’000. Производители навигационного софта уже достаточно уверенно почувствовали себя на рынке, усилилась конкуренция, объем рынка вырос как минимум в 2 раза и стал интересен для долгосрочных инвестиций.

Только с этой картой

Взаимосвязанным продуктом для цифровой карты является программный пользовательский интерфейс, "оболочка", которая устанавливается на GPS-устройство. Решение о выборе того или иного решения для OEM-установки принимается исходя из трех критериев: качество/простота интерфейса и качество карт, а также цены на решение. Под качеством интерфейса понимается успешность его реализации под конкретные потребности и нужды – например, адаптация к техническим параметрам устройства (размер экрана, размер оперативной памяти для запуска программы, быстродействие процессора), а под качеством карт – актуальность информации и широта покрытия (количество регионов с детальным адресным планом). Тем не менее, как отмечают опрошенные CNews производители карт и картографического ПО, часто при выборе решения включаются "политические мотивы", в частности, желание вендора GPS-устройства сохранять глобальное сотрудничество с поставщиком карт, а также возможности предустанавливать только программу навигации или только карты, используя вторую часть (соответственно, карты или программу) от другого производителя (например, устройства Mio, JJ Connect). Часть компаний российском рынке (в частности ЦНТ с торговой маркой "Навител") является разработчиками, как карт, так и оболочки, и даже при наличии весьма хороших карт, купить их отдельно от программы того же производителя нельзя.

Предустановленное картографическое ПО

Вендор Карта
Коммуникаторы и смартфоны
HTC Навител Навигатор
E-Ten Information Systems Навител Навигатор
Nokia Navteq (оболочка Smart2Go, Nokia Maps)
ASUS Навител
Mio TeleAtlas (оболочка Be-on-road)
PND, автонавигаторы
Garmin Навиком (оболочка Garmin)
JJ-Connect Мегаполис (оболочка Автоспутник)
Tibo Навител, TeleAtlas
Pocket Navigator TeleAtlas (оболочка Автоспутник)
Voxtel Навител
xDevice Навител
BBK Навител
JVC Навител
Navispace Навител
Carmani Навител

Источник: CNews Analytics, 2008

Деятельность навигационных компаний по использованию той или иной картографии на российском рынке часто ограничена большим количеством правовых норм, и, как следствие, появляются инциденты, когда она используемая компанией информация не всегда полностью легализована. По мнению аналитиков, по мере развития рынка будет наблюдаться уход с него некоторых игроков ввиду того, что довольно большая часть их карт имеет сомнительное с юридической точки зрения происхождение: часть данных получена путем компиляции разных открытых источников (прежде всего, из интернета), правообладание оформлено не до конца правильно и с использованием "серых" схем. В то же время, игроки рынка уверены, что чем быстрее будет расти рынок, тем раньше государство возьмется плотно его регулировать и вводить соответствующие все новые правила игры.