Разделы

Телеком ПО Мобильная связь Контент Беспроводная связь Инфраструктура

Электронные карты в России: кто делает деньги на GPS

Рынок GPS-навигации в России в последние год-полтора демонстрирует устойчивый бурный рост. Но так как любое навигационное устройство обязательно имеет предустановленное картографическое ПО, то здесь одним из ключевых аспектов становится картографический контент. Покупая любое GPS-устройство, пользователь должен иметь в виду, что на 90% точность навигации будет зависеть от того, какая карта в него установлена. Как же устроен данный сегмент в России?

В фокусе корпоративный сектор

Эксперты считают, что корпоративный сектор рынка навигационного оборудования и карт активно развивается, и не последнюю роль в этом играют усилия отечественных производителей. Повышенное внимание к теме со стороны правительства и средств массовой информации, серьезный рост стоимости владения транспортом даже у не транспортных фирм в составе общих корпоративных расходов на фоне роста стоимости ГСМ и технического обслуживания, сокращение прибыльности компаний, приводящее к эффективным методам управления расходами – это основные факторы роста рынка, которые, по мнению Виталия Кибе, генерального директора Центра интеграции "КиФ-СТ" - одного из ведущих разработчиков корпоративных решений с использованием навигации и цифровых карт, - привлекли внимание потенциальных пользователей к применению спутниковых технологий в области контроля корпоративного, общественного и личного транспорта в целом. "Рынок персональных GPS-навигаторов уже довольно развит, а корпоративный сектор требует иного функционала, чем и воспользовались российские производители (как небольшие группы специалистов, так и крупные научно-производственные объединения). На сегодняшний день на российском рынке присутствует несколько десятков аппаратных решений отечественного производства, которые значительно активнее, по отношению к зарубежным, развивают предложение и наращивают функциональные возможности, ориентируясь на область удаленного контроля корпоративного и личного транспорта, позволяющие в режиме реального времени (максимальная задержка 1-2 минуты) контролировать местоположение транспорта и состояние его агрегатов", - отмечает эксперт.

У таких решений есть единственная проблема - большинство разработчиков аппаратной части бесплатно предлагают программное решение, которое позволяет визуализировать данные на электронной карте или в табличных отчетах и, как правило, функциональные возможности подобного ПО ограничены функцией контроля и не предполагают возможности планирования и маршрутизации. В то же время, все большим спросом пользуются комплексы, позволяющие проводить сбор и анализ данных, необходимых для построения планов по размещению и перемещению объектов на территории, учитывающие различные микро- и макроэкономические показатели. Тем не менее, внедрение таких решений требует высоких затрат, а коэффициент эффективности использования в условиях быстроменяющейся дорожной сети в мегаполисах России крайне низок. По мнению Александра Казакова, генерального директора ЦНТ, "специфические потребности корпоративного потребителя будут проявляться не столько в информации на карте, сколько в алгоритмах обработки этой информации, дополнительных сервисах, например, в возможности прокладки маршрута по нескольким точкам наиболее оптимальным способом (с учетом времени суток, скорости движения, расхода ГСМ), или в возможности отслеживания выполнения водителями требований ПДД сокращение аварийности корпоративного транспорта".

Что день грядущий?

В перспективе вендоры карт предлагают и другой аспект использования цифровых карт – в качестве информационной площадки, предлагающей интерактивные сервисы для пользователя. По мнению Александра Казакова, навигация может стать неким катализатором изменений экономических моделей бизнеса в целом ряде областей, к примеру, в туристической индустрии. В ряде зарубежных продуктов работают голосовые подсказки для POI, которые можно использовать в качестве экскурсовода: "несмотря на то, что информация о точках интереса постоянно обновляется, до сих пор нет сервиса активного взаимодействия с пользователем, чтобы можно было акцентировать его внимание именно на тех интересных объектах, которые он проезжает". Михаил Фадеев, независимый аналитик рынка GPS-навигации, прогнозирует, что в перспективе на картах появятся дополнительные слои сопутствующей информации с системами фильтрации: "объекты интереса будут разделяться на категории и показываться избирательно в зависимости от потребностей пользователей, а также появится навигационная контекстная реклама, то есть на карты будут внесены объекты на рекламной основе с их расширенным описанием, так как это сейчас происходит на бумажных картах".

На сегодняшний день большинство вендоров карт делают ставку на появление дополнительных сервисов, прежде всего, информации о пробках, или, в более широком смысле, о своем местонахождении с другими участниками движения. Такая возможность реализована, например, в продукте Cityguide петербургской компании МИТ: если автомобилист добрался наиболее кратчайшим путем (без пробок, объездов) до какого-нибудь места, то его трек может быть передан другим участникам движения, что позволит прокладывать более совершенные маршруты следования.

Еще один важный тренд в картографии связан с визуализацией информации. Под этим опрошенные CNews игроки рынка понимают карты с трехмерными объектами (визуализацией зданий, достопримечательностей и целых городов), визуальным представлением движения по полосам дорожной разметки, а также более простой для конечного пользователя режим работы.

Другой важной тенденцией среди картографических вендоров в ближайшие 2-3 года станет региональная экспансия вглубь России и в страны ближнего зарубежья (СНГ, Прибалтика и другие), то есть в те регионы, которые используются в логистическом менеджменте (например, густонаселенные небольшие города с количеством жителей около 200 тысяч человек). Александр Казаков уверен, что "российский рынок еще не настолько большой, чтобы позволить зарубежным компаниям инвестировать в такую разработку большие средства. Особенно с учетом того, что зарубежные рынки также требуют подчас весьма немалых инвестиций. Другое дело, что отечественных производителей быть впереди зарубежных - вопрос выживания в "гонке за широту охвата и точность"". Сходной точки зрения придерживается и Андрей Сабайдаш, генеральный директор МИТ. Он убежден, что чтобы уменьшить негативный эффект от монополистических тенденций на рынке, необходимо сотрудничать с локальными картографическими вендорами, которые могут оперативно предоставлять обновления карт, которые в свою очередь будут доводиться до потребителей: "Мировые картографические монополисты (NAVTEQ, TeleAtlas) держат огромные коллекции карт и продают лицензии на их использование, но нынешняя тенденция в мире показывает, что конечный пользователь выиграет, если данные, предоставляемые локальными (в размерах страны) картографическими сервисами, будут представлены шире".

Еще одно направление развития картографии в России – это появление конкуренции между производителями навигационного ПО, изначально ориентированными на мобильные платформы (PND и коммуникаторы) и итернет-гигантами (Google, Yandex). Михаил Фадеев отмечает, что рано или поздно по мере увеличения проникновения мобильного итернета в стране, будет наблюдаться усиление позиций итернет-компаний на рынке именно навигации, которые сейчас могут предоставить только электронные карты без возможности прокладки маршрута и сопровождению по нему.

Все основные игроки российского рынка ожидают всплеск интереса массового потребителя к навигации в ближайшие полтора года, связывая его с автонавигаторами как более простым техническим и существенно более дешевым и доступным видом устройств. При этом существенное влияние на распределение долей рынка по вендорам будет оказывать качественная и актуальная картография, то есть точность и детализация карт.

Михаил Демидов