Спецпроекты

Федералы давят питерских сотовых ритейлеров

Телеком Бизнес Мобильная связь
В Северо-Западном регионе продолжается борьба за рынок сетевого сотового ритейла. По мнению экспертов, этот рынок уже достиг насыщения. Поэтому основными направлениями его развития станут слияния и поглощения. В результате, федеральные компании активно скупают конкурентов, практически полностью вытесняя местных игроков. Бизнес расширяется за счет диверсификации, причем в режиме острой конкуренции, а доля продаж телефонов (профильный бизнес) резко снижается.

Главным событием этого лета на Северо-Западном рынке сотового ритейла стала покупка "Евросетью" своего главного регионального конкурента – компании "Ультра". 100% акций "Ультра" перешли к "Евросеть Холдингу". Приобретение более чем выгодное. Только в Петербурге и Ленобласти "Ультра" владела 83-мя салонами. При этом по количеству подключений на один салон компания стабильно держала первое место в регионе. В результате, "Евросеть" получила под свой контроль к имеющимся 294 салонам в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) еще 83 и далеко опередила ближайших преследователей.

Управляющая Северо-Западным филиалом компании "Евросеть" Наталья Малкова заявила CNews: "Рынок находится в стадии консолидации, и Северо-Западный регион здесь не является исключением. Слияния и поглощения стали достаточно предсказуемы, так как на рынке остаются более сильные игроки, которые в состоянии развиваться, как собственными силами, так и совершать сделки для увеличения своей розничной сети".

Интересно, что "Евросеть" не собирается полностью поглощать "Ультру", сохранив менеджмент компании и ее бренд на рынке. Более того, "Ультра" будет развиваться и в Петербурге, и в России, увеличивая сеть. Например, в северной столице планируется открыть 20 новых салонов. Конкуренции руководители компаний не боятся. По их мнению, сети охватывают разные целевые группы покупателей, "Евросеть" работает в формате дискаунтера, а "Ультра" - премиум-класса, ориентированного на респектабельных клиентов. Так что, по мнению руководителей сетей, аудитория "Ультры" сохранится в связи с приверженностью именно этому бренду. Президент группы компаний "Ультра Стар" Темур Аминджанов заявил CNews, что ранее каждая из двух компаний "давила" на других участников рынка с одной стороны, а сейчас будут работать с двух сторон, "на языке военной науки это называется окружение".

Количество салонов основных игроков рынка Северо-Запада

Компания СЗФО СПб и ЛО
«Евросеть» +«Ультра» 294+83 163+83
«Диксис» 219 117
«Цифроград» 185 99
«Связной» 150 123
«Телефорум» 95 85

Источник: CNews Analytics, 2006

С ним согласен аналитик-консультант J’son and Partners Сергей Савин: "Крупные сети уже имеют хороший охват на Северо-Западе. Нет смысла покупать салон мелкого конкурента, расположенный рядом с твоим, т.к. заметного увеличения продаж это не принесёт, а переплачивать за то, чтобы просто устранить конкурента, никто не будет – все научились считать деньги. Недавняя покупка "Евросетью" "Ультры" была выгодна "Евросети", т.к. "Ультра" работает в другом сегменте".

Ряды местных операторов редеют

Продажа "Ультры" практически не оставила на рынке Северо-Запада других местных операторов. При этом представители практически всех компаний, работающих в СЗФО, считают, что рынок и дальше будет развиваться в таком направлении. Руководитель пресс-службы группы компаний Divizion Очир Манджиков заявил CNews: "Сейчас на Северо-Западе происходит консолидация рынка. Последнее приобретение "Евросети" - тому новое подтверждение. Думаем, что доля местных сетей продолжит стремительно сокращаться".

Вторит ему и вице-президент сети "Цифроград" Владимир Пляко: "Можно прогнозировать, что будут крупные сделки по дальнейшей консолидации рынка". Директор департамента внешних связей компании "Диксис" Татьяна Москалева также не спорит с конкурентами: "В настоящее время на рынке сотового ритейла Санкт-Петербурга наблюдается активное усиление процессов консолидации. Крупные игроки поглощают небольшие сети, последние вынуждены покидать рынок, не выдерживая конкуренции с более сильными соперниками. Это вполне естественная тенденция, этим характеризуется любой рынок в стадии насыщения".

В Петербурге осталась лишь одна крупная местная сеть, пока еще не поглощенная федералами – "Телефорум". Директор по маркетингу этой компании, Кирилл Эгов, также ожидает дальнейшего обострения конкуренции на рынке сотового ритейла, которое ведет к поглощению мелких игроков более крупными. Однако, по его словам, "Телефорум" в будущем планирует удержать свою долю рынка на имеющемся уровне и продаваться не планирует. Сергей Савин считает, что у "Телефорума" пока есть шанс удержаться на рынке: "Если у мелких игроков в данный момент хорошие позиции, то они имеют возможность сохранить их в будущем".

Рейтинг компаний связи по числу подключений сотовых телефонов*

Компания Число подключений, в тысячах
«Евросеть» 48
«Ультра» 44,6
«Связной» 39,1
«Телефорум» 31,7
«Диксис» 28,9
«Цифроград» 20,3

Источник: CNews Analytics, 2006

*В среднем за три месяца (апрель, май, июнь), по Петербургу и Ленинградской области

Владислав Кочетков видит перспективу развития местных игроков только в переходе в другие сегменты рынка: "Если они захотят продолжать бизнес под своим брендом, то тогда им необходимо переходить в другие рыночные ниши. Так, "Евросеть" является дискаунтером, и конкурировать с ней в сфере дешёвых мобильных телефонов местным игрокам будет сложно. Поэтому выходом может являться переход в нишу более дорогих телефонов и более качественное обслуживание".