Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь

Федералы давят питерских сотовых ритейлеров

В Северо-Западном регионе продолжается борьба за рынок сетевого сотового ритейла. По мнению экспертов, этот рынок уже достиг насыщения. Поэтому основными направлениями его развития станут слияния и поглощения. В результате, федеральные компании активно скупают конкурентов, практически полностью вытесняя местных игроков. Бизнес расширяется за счет диверсификации, причем в режиме острой конкуренции, а доля продаж телефонов (профильный бизнес) резко снижается.

Крупные рыбы съедят друг друга?

"Все это в дальнейшем приведет к тому, что на рынке останется лишь несколько крупных сетей, которые в итоге поделят его между собой", - уверена Татьяна Москалева. Однако о поглощениях крупных федеральных операторов пока говорить рано, считают эксперты. Руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний "Связной" Елена Ноготкова полагает, что Северо-Западный рынок сейчас достаточно стабилен, и таким же он останется в ближайшие год-два.

Владислав Кочетков считает, что в ближайшие год-два ждать поглощения одних федеральных игроков другими не следует. "Это связано с тем, что сети стоят дорого, и сейчас ни у кого нет таких денег, чтобы можно было позволить подобную покупку", - заявил он CNews. При этом, по его мнению, на рынке можно ожидать слияния национальных игроков с целью противостояния "Евросети". С ним согласен Сергей Савин: "Ожидать в ближайшее время покупки кого-либо из входящих в первую пятёрку игроков не следует. Во-первых, никто из них не готов продаваться, а во-вторых, никто не готов предложить за них адекватную цену".

По мнению г-на Кочеткова, именно "Евросеть" остается главным скупщиком на рынке Северо-Запада: "В ближайшее время "Евросеть" разместит IPO, в результате чего получит несколько сот миллионов долларов. Можно будет ожидать, что эти деньги компания потратит на скупку местных игроков, прежде всего - в регионах с платёжеспособным спросом, таких, как Петербург". Перед "Ультрой" "Евросеть" купила 7 питерских салонов компании "Техносвязь". А еще раньше, весной, крупнейший игрок приобрел 21 салон компании "Телеком Поинт". Причем до этого "Телеком Поинт" работал под брендом "Цифроград".

Правда, и "Цифроград" ведет активную наступательную политику в регионе. Весной у той же "Техносвязи" были выкуплены 47 салонов в Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, "Цифроград" объединил сети "Техносвязи", KS Group и остатков "Телеком Поинта" в единую сеть. Для "повышения эффективности работы и развития организационной структуры", как поясняют в компании. В планах у "Цифрограда" - открыть порядка сорока новых салонов на Северо-Западе.

Еще у одного представителя лидирующей "пятерки" - не менее серьезные планы. До конца 2006 года "Диксис" собирается двукратно увеличить собственную сеть на Северо-Западе. В спину лидерам дышат представители так называемой "второй лиги". В начале августа в Петербурге был открыт 30-й салон сети "Телефон.Ру". Наращивает свое пока небольшое присутствие в СЗФО и другой крупный федеральный игрок - Divizion.

Новые методы

В условиях острой конкурентной борьбы на рынке сотового ритейла компании начинают активно продвигать новые товары и услуги, имеющие опосредованное отношение, или не имеющие его вовсе, к основному бизнесу – продаже телефонов и подключений. Прежде всего, это связано с падением продаж мобильных телефонов. Очир Манджиков заявил CNews: "В этом году объем российского рынка мобильных телефонов впервые в истории сотового ритейла сократится на 12%, до 28 млн. штук".

Владимир Пляко считает, что в Петербурге очень насыщен рынок мобильных телефонов, конкуренция между сотовыми ритейлерами очень сильная. По его словам, в структуре продаж в этом году - заметное увеличение доли реплейсмента и средней стоимости телефона. Татьяна Москвалева также замечает, что "сегодня на петербургском рынке наблюдается тенденция к некоторому замедлению роста по объемам продаж, в то же время растут продажи в денежном выражении. Это связано, в первую очередь, с увеличением средней цены на сотовые телефоны, а также с активным развитием рынка реплейсмента – все больше покупателей приобретают новые телефоны на замену старым, отдавая предпочтение более функциональным и, соответственно, более дорогим моделям".

Доли рынка по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Компания Доля рынка, %%
«Евросеть» 35
«Связной» 17
«Диксис» 16
«Телефорум» 12
«Цифроград» 10
Остальные компании 10

Источник: CNews Analytics, 2006

Этим летом салоны связи начали активно расширять ассортимент продаж. "Евросеть" начала продажу билетов на культурно-массовые мероприятия. "Ультра" собирается инвестировать средства в развитие направления противоугонных автомобильных систем и других систем безопасности, включая создание производственных площадок, и даже участие в запуске спутника. "Цифроград" торгует предназначенными туристам географическими картами разных городов и стран. "Связной" существенно расширил ассортимент товаров, включив в него ноутбуки, видеокамеры, фотоаппараты и прочую технику, а также ряд необычных устройств, как, например, очки и перочинные ножи со встроенными MP3-плеерами. Стоит отметить, что не все операторы пошли таким путем. "Телефорум", по словам Кирилла Эгова, продавать ноутбуки, например, пока не собирается, "потому что покупатель при покупке дорогой техники привык сравнивать цены в разных фирмах и приобретать ее в специализированных магазинах, а не в салонах связи".

По мнению аналитика Сергея Савина, поиск товаров, подходящих по формату, будет происходить непрерывно. Он уверен, что расширение ассортимента привлечёт новых покупателей, и маржа с таких товаров выше, чем с сотовых телефонов. Тем не менее, заметил г-н Савин, не стоит ожидать, что продажи мобильной электроники смогут компенсировать падение продаж телефонов, т.к. на данном рынке существуют традиционные магазины, к которым покупатель привык больше. Владислав Кочетков полагает, что еще большего расширения ассортимента салонов связи ожидать не следует, "всё ограничивается небольшой площадью салонов". "При этом можно ожидать, что в интернет-магазинах компаний ассортимент будет расширен", - заявил он.

Кроме того, Елена Ноготкова замечает, что "в Петербурге продолжает увеличиваться средняя цена телефона (сейчас около $200), что связано с увеличением доходов населения". А также растет доля телефонов, проданных в кредит, причем в Питере, по ее информации, разница между ценами телефонов, проданных за наличные и в кредит, составляет около $96 (в Москве она равняется $110).

Олег Горбатов, Даниил Иванов / CNews Северо-Запад