Разделы

Телеком Бизнес Цифровизация Мобильная связь Инфраструктура Инфраструктура Финансовые результаты

Филиалы "ВымпелКома": что дает ИТ-унификация?

"ВымпелКом" имеет развитую сеть филиалов не только по всей России, но и странах СНГ. Экспансия на внешние рынки началась еще в 2004 году. Сегодня компания применяет централизованный подход к развитию своей сети, что, в частности, требует унификации ИТ-инфраструктур филиалов. О том, как происходило внедрение стандартных систем в филиалах и какие преимущества дает такой подход, CNews рассказал Андрей Баталов, директор по информационным технологиям в странах СНГ компании "ВымпелКом"

CNews: Каким образом формировались проектные команды в программе? На какие области вы привлекали внешние организации?

Андрей Баталов: Для разовых работ, связанных со строительством дата-центров, запуском систем, с миграцией абонентских баз, мы привлекали внешних подрядчиков. Запуск бизнес-систем, адаптирование их на местах было проведено компанией AT Consulting.

CNews: Какую роль сыграла в становлении программы выхода на рынок СНГ компания AT Consulting?

Андрей Баталов: На первом этапе внедрение бизнес-систем и миграция абонентской базы из старых ИС находились в зоне ответственности именно этой компании. AT Consulting взяла на себя работу по взаимодействию с поддержкой в странах, с вендорами. Многие методики мы разрабатывали вместе.


Андрей Баталов: Возможность трансграничных платежей доступна нашим клиентам на всей территории присутствия "Билайн" в СНГ

CNews: Как вы выбирали внешних подрядчиков? По тендеру, на основании прошлого опыта совместной работы или репутации компании?

Андрей Баталов: Сейчас у "ВымпелКома" нет ни одного контракта без тендера. Однако во времена нашей экспансии в страны СНГ подрядчики выбирались на основе опыта работы с ними или по наличию у них в портфолио успешных проектов. Мы никогда не работали с локальными подрядчиками, только с российскими, которым известна специфика наших проектов, стандарты, ноу-хау. Обучать локальных подрядчиков для выполнения операций, связанных с внедрением системы, и дольше, и дороже. К ним можно обращаться для выполнения работ по строительству, ремонту. В Казахстане я работал ИТ-директором интеграционной команды и участвовал в самом первом запуске системы. Когда я приехал, в компании стоял дисковый массив класса hi-end, который местный интегратор пытался внедрить уже почти полгода. После того, как мы привлекли российского подрядчика, этот дисковый массив был запущен за десять дней. Причиной тому была существенная разница в опыте.

CNews: Каким образом перестраивалась ИТ-инфраструктура? Какие программные и программно-аппаратные продукты использовались?

Андрей Баталов: Инфраструктура строилась по стандартам "ВымпелКома", которые базируются на обеспечении надежности и доступности информации. Стандартная инфраструктура позволяет нам легко интегрировать проекты, вводить единые правила обеспечения безопасности, строить правильные отношениями между доменами. За счет унификации оборудования мы существенно на этом сэкономили.

Как я уже говорил, в 2006 году "ВымпелКом" принял стратегическое решение интегрировать дочерние компании СНГ в единую бизнес-модель. Совместно с AT Consulting мы начали проект внедрения в приобретенных компаниях в странах СНГ предоплатных и постоплатных биллинговых систем, ряда систем поддержки и тарификации дополнительных сервисов для абонентов предоплатной системы расчетов. Мы унифицировали подходы компаний к миграции данных с учетом особенностей их бизнес-процессов. Развернули и запустили в эксплуатацию систему межоператорских расчетов. Далее в "КаР-Тел" (Казахстан) были стандартизированы и внедрены на базе ERP системы Oracle E-Business Suite процессы финансового и бухгалтерского учета, управления персоналом и бюджетного планирования, помимо этого приобретенные компании получили доступ к системе аналитической отчетности реализованной на базе централизованного хранилища данных "ВымпелКом".

CNews: Какие трудности возникли при перестроении бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры приобретенных компаний?

Андрей Баталов: Основные трудности были связаны с национальной спецификой выполнения некоторых бизнес-процессов, в том числе с необходимостью выполнения требований национальных регуляторов. Например, на Украине не требуется заключать контракт с предоплатными абонентами, а в Узбекистане — наоборот, услуги связи предоставляются только после передачи дилером оператору персональной информации абонента.

Использованию единого биллинга для всех компаний в СНГ препятствует ограничение на передачу персональной информации об абоненте через границу страны. Пришлось существенно доработать архитектуру системы, сосредоточив весь базовый функционал в ее ядре, вынося все языковые и законодательные требования во внешние настройки.

Таким образом появилась концепция "Единый релиз – распределенная инсталляция", когда в каждой стране инсталлируются одинаковые версии системы и затем, с помощью настроек, производится адаптация к местной специфике. Эксплуатация и развитие этих систем реализуется по единым стандартам. Поэтому, как только в России появлялся новый релиз системы, и проходила фаза стабилизации, необходимо было распространить его по странам в течение трех-четырех месяцев.