Разделы

Телеком Интернет Контент ТВ и радио Инфраструктура Веб-сервисы

IPTV: услуги манят, цены кусаются

IPTV как услуга для пользователей с широкополосным подключением к интернету, уже появилась в России. Технологически все готово к "интерактивной революции", новое телевидение обещает новые сервисы и возможности. Тем не менее, сдерживающие факторы более чем серьезные – отсутствие качественного контента и неготовность пользователей к крупным затратам на IPTV.

Телевидение

При подключении к IPTV пользователь выберет пакет каналов, за которые он будет платить абонентскую плату. При просмотре пользователь будет выбирать понравившийся канал из списка прямо на экране телевизора. Телеканалы могут быть объединены по жанру для более быстрого доступа. Кроме того, при необходимости телезритель сможет воспользоваться услугой виртуального цифрового видеомагнитофона. Подобную услугу в режиме тестирования уже предлагает «Корбина телеком». Суть услуги заключается в том, что абонент с экрана телевизора устанавливает время начало записи, а потом в удобное для него время просматривает записанное.

IPTV, благодаря наличию обратной связи, предоставит телезрителю новые возможности активного участия в телепередачах: интерактивных опросах, on-line телешоу и викторинах.

Новое телевидение - это не только предоставление абоненту интерактивного медиаконтента, просмотр телепрограмм, но и переход к трансляции изображения высокого разрешения (HDTV). В Москве услуги HDTV в тестовом режиме предоставляет «Искрателеком». Это два промо-телеканала HDTV Euro 1080 HD1 Promo и HDTV Astra HD Promo, трансляция идет на немецком языке.

Видео и музыка по требованию

Абонент через интерактивное меню выбирает в списке понравившийся фильм. Если его устраивает стоимость фильма, он подтверждает свой выбор и может приступать к просмотру. По ходу просмотра он сможет приостанавливать фильм, перематывать вперед или назад - все как в обычном DVD-проигрывателе. Одно из основных преимуществ этой услуги для абонента в том, что просмотру больше не будут мешать рекламные паузы. Пользователь сможет посмотреть понравившийся фильм в любое удобное для него время. Аналогично обстоит дело и с музыкой по требованию. Основная трудность для реализации услуги состоит в защите авторских и смежных прав на медиаконтент.

Разработчики решений защиты медиаконтента

Название компании Страна Адрес в Интернете Тип продукта Название продукта
Verimatrix США www.verimatrix.com DRM VCAS - Verimatrix Content Authority System
Irdeto Нидерланды www.irdeto.com CAS Irdeto PIsys for IPTV
NDS Великобритания www.nds.com/ru/ CAS VideoGuard
Widevine США www.widevine.com DRM Widevine Cypher Suite

Источник: CNews Analytics

В настоящее время все серьезные проекты IPTV оснащаются средствами защиты от незаконного копирования и/или управления доступом к контенту. Ведущими поставщиками решений защиты видеоконтента (Conditional Access System) являются компании Irdeto, News Digital Systems (NDS). Ведущими поставщиками систем управления доступом к контенту (Digital Rignt Management) являются компании Verimatrix и Widevine.

"Операторы IPTV, использующие решения на базе Vermatrix, не имеют проблем в переговорах с правообладателями, поскольку авторитет DRM-системы Verimatrix, как средства защиты контента, весьма высок. К тому же система Verimatrix очень гибкая и удобная в работе, не связана с ограничениями на архитектуру остальных компонент полного решения IPTV, не требует аппаратной модификации абонентской приставки", - уверяет Игорь Масленников.

Между системами CAS и DRM есть существенная разница. Первые являются выходцами из традиционного платного телевидения – кабельного или спутникового, их задача – максимально затруднить «нелегальный» просмотр, тщательно зашифровав контент, так как процесс передачи данных неконтролируем – оператор не знает, кто, когда и где его получил. Вторые родились в IP-сетях, где главная задача – управлять доступом к контенту, его обменом и модификациями. В этом случае оператор, в принципе, знает или может узнать, кто, где и когда тот или иной контент получил.

Тренинг по теме "Продажа ИТ-услуг.Базовый курс"

В настоящее время в сегменте IPTV наблюдается дефицит медиаконтента. Это связанно с тем, что большинство производителей пока настороженно относятся к новой технологии. Ситуация может измениться с приходом на этот рынок крупных игроков, занимающихся производством собственных телеканалов и медиаконтента. Так, в начале февраля 2005 года компания «МТУ-интел» подписала контракты с крупнейшими голливудскими производителями Buena Vista (Disney), Warner Bros и Paramount Pictures на демонстрацию фильмов в рамках сервиса «Виртуальный кинозал». Контракты подписаны на три года и предусматривают показ премьерных фильмов зрителям «Стрим ТВ» в рамках сервиса pay-per-view (PPV) через 3 – 6 месяцев после начала показа в российских кинотеатрах.

Чего не стоит ждать от IPTV

Развитие широкополосных сетей должно стать основой концепции Smart Home. Телевизор будет центром управления (через клиентское устройство класса STB и дистанционный пульт) домашним хозяйством и бытовыми приборами, а также своеобразным «окном в мир», средством общения и доступа к информационно-развлекательным ресурсам. Но это далекие перспективы. Сейчас, например, для того чтобы смотреть видео в качестве HDTV, мало будет купить STB и подключиться к IPTV. Необходимо приобрести широкоформатный телевизор и домашний кинотеатр. К сожалению не каждому российскому абоненту по карману подобная техника. Не каждый российский абонент сегодня сможет отказаться от обычного телевидения в пользу IPTV, так как затраты на подключение весьма высоки. Не до конца отработаны технологии и стандарты, пока не решен вопрос с лицензированием IPTV. Так что на «золотое эльдорадо» для провайдеров новая технология не претендует.