Родион Левочка: драйвером "Ростелекома" станут интернет-услуги
Демонополизация рынка дальней связи заставила "Ростелеком" диверсифицировать свой бизнес и пересмотреть тарифную политику. Компания активно выходит на новые рынки, развивает интернет-сервисы, расширяет предложение традиционных услуг и разрабатывает пакеты нишевых сервисов для отдельных сегментов целевой аудитории. Стратегическая задача "Ростелекома" на ближайшие 5 лет – трансформация в универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам. О том, какие усилия для этого предпринимает бывший монополист дальней связи, в интервью CNews рассказал Родион Левочка, директор департамента продуктов и маркетинга компании "Ростелеком".CNews: Насколько устойчив спрос на междугородную связь? Существуют ли возможности для дальнейшего снижения тарифов?
Родион Левочка: Конечно же, спрос существует, несмотря на то, что сегодня позвонить в другой город можно не только с домашнего телефона, но и с мобильного, и даже через интернет, существуют непрямые аналоги в виде e-mail и т.д. При всем этом сохраняется рост потребления традиционных услуг "межгорода". Причем увеличивается как объем рынка, так и показатель MOU – количества минут, которое средний пользователь "выговаривает" за месяц. В среднем по стране показатель MOU составляет сегодня 28 минут, а к 2013 году, по прогнозам, увеличится до 36 минут.
Возможность дальнейшего снижения тарифов, естественно, существует. Вопрос в целесообразности этого, и в том, как это правильно делать.
Родион Левочка: Сохраняется рост потребления традиционных услуг "межгорода"
Операторы, работающие на массовом рынке и активно оперирующие тарифами – например сотовые компании, практикуют нишевые тарифные планы. То есть предлагаются некие спецусловия на отдельные направления, что субсидируется за счет других направлений, на которые цены повышаются или остаются на прежнем уровне. У нас же как у регулируемого оператора есть ряд ограничений, связанных с введением новых тарифов, в результате, не имея возможности повышения цен на отдельные направления, мы вынуждены более сдержанно подходить к их снижению на целевые услуги. Несмотря на это, в дальнейшем мы планируем придерживаться именно такой тарифной политики: будем предлагать нашим абонентам нишевые тарифные планы со специальными условиями для отдельного сегмента пользователей, но при этом не будем веерно снижать тарифы и развязывать ценовые войны. Примечательно, что аналогичным образом уже начинают действовать наши конкуренты.
CNews: Какие меры компания планирует предпринять для поддержания и повышения уровня прибыли? Предполагаете ли вы развивать интернет-услуги?
Родион Левочка: В настоящее время компания активно реализует политику диверсификации бизнеса. Мы выходим на новые рынки, еще в 2007 году начали активно работать в секторе передачи данных. "Ростелеком" буквально за 2 года стал одним из доминирующих игроков на рынке магистрального интернета. Если в конце 2006 – начале 2007 года наша доля в этом сегменте была менее 1%, то по результатам 2007 года мы заняли 10% рынка, а по итогам 2008-го будет превышен 20-процентный порог. Согласитесь, достаточно стремительный рост, если учесть, что уровень конкуренции в этом сегменте достаточно высокий. При этом во второй половине 2008 года "Ростелеком" увеличил до 100% свой пакет акций в другом магистральном интернет-провайдере – компании РТКомм.ру.
CNews: На каких клиентов "Ростелеком" ориентируется в первую очередь?
Родион Левочка: Помимо традиционных для нашей компании сегментов межоператорских услуг, а также услуг дальней связи для конечных пользователей, мы делаем ставку на сектор корпоративных клиентов федерального масштаба, потому что в нем наши конкурентные преимущества наиболее очевидны. Ключевой продукт, который мы на этом рынке продвигаем, – организация частных корпоративных виртуальных сетей (VPN). "Ростелеком" строит их уже более 2 лет, сегодня к нашей мультисервисной сети подключено несколько тысяч клиентских объектов по всей стране, и их число ежемесячно увеличивается. При этом мы стремимся уйти от предложения исключительно традиционных, транспортных, услуг. Формируя продуктовое предложение по созданию частных виртуальных сетей, мы ориентируемся на создание широкого спектра наложенных услуг, формирующих добавленную стоимость базового VPN-сервиса.
Родион Левочка: Операторы, работающие на массовом рынке и активно оперирующие тарифами, практикуют нишевые тарифные планы
Например, при организации распределенной корпоративной голосовой сети короткая нумерация, которая действует внутри центрального офиса, может быть распространена и на подразделения, расположенные в других городах и даже странах. А для сотрудников, которые вынуждены работать вне офиса, существует возможность, подключившись к корпоративной сети, не только получить доступ к электронной почте и всем информационным системам, но также подключить свой IP-телефон к корпоративной голосовой сети и принимать все звонки, как будто они находятся на рабочих местах в офисе. Дополнительно к этому внутри частной корпоративной сети мы можем организовать видеоконференцсвязь – как в режиме видеомостов, когда заказчики собираются в наших профессиональных студиях и проводят большие заседания, так и в рабочем режиме, когда у руководителя на столе стоит видеотерминал, через который он в любой момент может связаться с подчиненными в любом из своих региональных офисов. Это значит, что наши корпоративные клиенты имеют возможность существенно сэкономить как на командировках своих менеджеров, так и на аренде офисов – сотрудники могут работать удаленно, не испытывая никаких неудобств и не нарушая сложившихся бизнес-процессов.
CNews: Какую долю оборота и прибыли сейчас составляют доходы от предоставления интернет-услуг корпоративным клиентам?
Родион Левочка: Доля этих услуг в нашем доходе составит в 2008 году всего 0,4%, но к 2013 году она должна увеличиться до 5,8%. Доля VPN в текущем году такая же, мы ожидаем, что она возрастет к 2013 году до 6,1%. В абсолютных цифрах речь идет о 500 млн. и 12 млрд руб. соответственно.
CNews: Какие интернет-услуги сейчас наиболее востребованы на рынке?
Родион Левочка:Как ни странно – обычные услуги доступа. Но доступа высокоскоростного, широкополосного. Тому есть две причины. Если мы говорим о населении, то надо принять во внимание, что наша страна находится на одном из ведущих мест в мире по количеству интернет-пользователей, но при этом ближе к концу рейтинга по проникновению широкополосного доступа. То есть пользователей много, а качественного доступа мало. Вторая причина – тенденция к самостоятельному созданию контента пользователем: об этом говорит концепция web 2.0. Потребителю важно получить качественный доступ – дальше он сам организует себе потребление интересующих его услуг, в том числе и бесплатных. Корпоративных клиентов тоже прежде всего интересует качественный доступ, потому что в бизнес-целях интернет используется в основном для обмена информацией, а здесь на первое место выходит скорость передачи данных и надежность сервиса.
CNews: Рынок интернет-сервисов – крайне конкурентный. Как вы планируете закрепиться на нем?
Родион Левочка: Мы идем на этот рынок по всем возможным сегментам. "Ростелеком" уже зарекомендовал себя значимым игроком на рынке магистрального интернета – это предоставление услуг доступа другим операторам, которые, в свою очередь, работают с конечным пользователем. В этом сегменте мы будем ориентироваться на создание специальных предложений, как тарифных, так и сервисных. Например, провайдеры домовых сетей имеют пиковую нагрузку в ночное время, а у нас по ночам – снижение нагрузки. Поэтому мы предлагаем таким операторам тарифные планы с дифференциацией стоимости по времени суток. При этом мы готовы предлагать нашим клиентам-операторам возможность обмениваться трафиком только с каким-то сегментированным набором партнеров. Основной генератор контента во всем мире – сами пользователи, и для обмена видео, фотографиями, звуковыми файлами им требуются максимально короткие маршруты трафика. Наша сеть позволяет создать такие условия.