Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь

Российские операторы опоздали с глобализацией

Российский рынок сотовой связи фактически насыщен, его развитие замедлилось. Операторы подумывают о новых свершениях, о выходе в другие регионы. Но даже в Азии и Африке "мобильная" ниша занята. "Глобальная экспансия" на мировую арену вряд ли будет победоносной.

Индонезийский рынок гораздо более противоречив, несмотря на сходные объемы. Крупнейший в свое время экспортер нефти в Азии ныне вынужден частенько импортировать. Экономика пробуксовывает, безработица определяется фантастическими цифрами, а политической стабильности по-прежнему угрожает радикальный исламизм и межконфессиональные противоречия. И хотя "пациент скорее жив, чем мертв", подобно соседним Филиппинам, а рынок насыщен не более, чем 50%, он уже достаточно освоен различными игроками, и дальнейшее его развитие будет сопряжено не только с трудностями дальнейшего строительства сетей в труднодоступных и опасных районах, но и с рисками существенного уменьшения и без того небольшой доходности.

Внешняя политика China Mobile, набрав размах, угрожает перерасти в настоящую экспансию
Внешняя политика China Mobile, набрав размах, угрожает перерасти в настоящую экспансию

На сегодняшний день только Hutchinson, Telenor и сингапурский SingTel смогли последовательно в течение почти десятилетия реализовать свою стратегию развития на рынке азиатско-тихоокеанского региона. Многие из европейских компаний, включая упомянутый выше Deutsche Telekom, так и не смогли занять здесь свою нишу, распродав активы. Даже SingTel, опирающийся на поддержку сингапурского правительства, не всегда застрахован от ошибок. Покупка крупнейшего тайского оператора AIS привела к такому катаклизму, как государственный переворот в Таиланде. В результате полученные активы оказались под большим вопросом.

Есть ли шанс?

Итак, ни один из операторов "большой тройки" за прошедший год так и смог закрепиться в каком-нибудь далеком уголке планеты, подкрепив делами свои амбициозные планы. Стоит ли надеяться на прогресс в этой сфере? Вряд ли. Время уже упущено. Если старые лидеры, вроде Vodafone или Hutchinson сдерживают свои притязания, то их место занимают не менее амбициозные "новички". Например, тендер на египетскую лицензию показал, что операторы стран Персидского Залива готовы платить любую цену за активы в развивающихся странах. Устрашают переговоры люксембургской Millicom с China Mobile, имеющим финансовые ресурсы и поддержку китайского правительства, о приобретении активов, а также совсем недавнее приобретение восточным оператором Paktel. Внешняя политика China Mobile, набрав размах, угрожает перерасти в настоящую экспансию.

В свое время рынок уже сталкивался с подобной тенденцией. Агрессивные приобретения японского оператора NTT DoCoMo (кстати, тоже контролируемого правительством) в результате окончились крахом. Но если наши операторы рассчитывают на дальнейшее международное развитие, борьба с подобными конкурентами будет делом нелегким.

Довольно оптимистично высказался на эту тему президент АФК "Система" Александр Гончарук, закладывая не более 2-3 лет на реализацию слияния с крупным оператором, причем это может быть как западная, так и азиатская компания. Будем надеяться, что эти годы действительно есть в запасе.

Развитие технологий также обещает существенно трансформировать телекоммуникационную отрасль. Проникновение во все сферы жизни и, в первую очередь, в телеком, технологий, связанных с интернетом, трансформирует бизнес-модели. Выращенные в относительно тепличных условиях российского рынка отечественные бизнесмены обладают огромными амбициями по расширению сфер своей деятельности. Однако работа в глобальной экономике требует не только капитала и административных ресурсов. Необходимы глубокие знания местной специфики не только для учета особенностей внутриполитической и экономической жизни, но и для разработки эффективных моделей ведения бизнеса. В свою очередь, в высокотехнологической сфере это должно приводить к выбору (или созданию) наиболее оптимальных технических решений. Именно недооценка местной специфики сравнительно недавно вынудила мирового гиганта сотовой связи Vodafone покинуть достаточно доходный японский рынок, на котором компания регулярно испытывала одни лишь убытки.

Предлагая сотрудничество какой-нибудь компании, необходимо иметь хоть какое-то преимущество перед партнером. Так, например, неслучаен недавний альянс китайского оператора China Unicom c корейским SK Telecom. Именно уникальный технологический опыт корейцев в развитии сети стандарта CDMA2000 стал работать, в отличие от GSM, пробуксовывающего на рынке Китая.

Поэтому закономерно задать вопрос: а что могут предложить наши операторы своим партнерам? Пока можно только говорить о возможности выхода на жестко регулируемый и практически насыщенный рынок с невысокой доходностью. В технологическом плане наши операторы частично отстают, поскольку своей собственной бизнес-модели. Особенно это заметно в отрасли неголосовых услуг связи. Также сказывается отсутствие опыта работы в сетях третьего поколения. Доходы также незначительны по сравнению с мировыми конгломератами.

Итак, время поджимает, а обещания так и не выполнены. По всей видимости, следует ожидать сохранения текущего "статус кво". Российские операторы сохранят контроль на рынках России и стран СНГ. Развитие сетей третьего поколения позволит получить дополнительные точки роста. Однако если "экспансия" за рубеж и состоится, то будет иметь эпизодический характер и вряд ли увенчается успехом.

Алексей Синчуков / CNews

Учебный курс «Разработка корпоративной ИТ-стратегии» 12.03-13.03