Russia&CIS com 2008: "Большая тройка" рвет мир на части?
Российский телеком-сектор продолжает расти. Одной из первоочередных задач, стоящих перед игроками, является дальнейшее увеличение доходов. Основными способами операторы называют внедрение дополнительных услуг, повышение лояльности клиентов, освоение "смежных" сегментов и выход на международный рынок. Последний начинают активно использовать российские компании "большой тройки": "Мегафон", МТС и "Вымпелком".Второй путь повышения доходности — активное освоение "смежных рынков". К ним Алексей Нечипоренко отнес Wi-Fi, WiMax, МГМН (междугородная и международная связь), широкополосный доступ, продажу рекламных площадей и технологических ресурсов.
Третий способ — выход на международные рынки. Так "Мегафон" имеет свои интересы в Таджикистане и активно готовится к выходу на иранский рынок. Четвертый путь — это повышение лояльности клиентов: различные бонусы и программы для увеличения лояльности. В этом оператору помогают CRM-системы.
Резюмируя, Алексей Нечипоренко заметил, что, по его мнению, российский рынок еще не достиг насыщения, а выход на новые рынки, повышение уровня потребления услуг и введение программ лояльности поможет операторам не только сохранить доходы, но и преумножить их.
Конвергенция?
В рамках форума представители различных операторов много говорили о конвергенции. Обсуждение начал директор по продажам компании Amdocs Александр Киселевский. По его мнению, одна из проблем операторов – внедрение услуг, биллинга, платформ разных производителей. Интеграция в этом случае – долгий и дорогостоящий процесс. Решение проблемы Amdocs видит в конвергенции, наличии одной платформы. Полная конвергенция позволяет уменьшить скорость и понизить стоимость внедрения новых услуг. О своем опыте продвижения услуг рассказал Николай Чураев, директор по маркетингу компании "Скай Линк". Компания сменила свое позиционирование на телеком-рынке. Сейчас "Скай Линк" предпочитает ассоциироваться с передачей данных, а не голоса. Стоит отметить, что ARPU оператора оставляет порядка 55 долл. на человека. На вопрос представителя "Вымпелкома" о грозящей "Скай Линку" конкуренции со стороны сетей 3G, Чураев ответил, что операторы большой тройки будут развивать их еще в течение нескольких лет, что дает его компании достаточно времени для развития своего бизнеса, временной отрезок он определил как примерно пятилетний.
Директор по развитию бизнеса "Мегафон-Москва" Василий Кузичев также говорил о развитии бизнеса компании в условиях зрелого рынка. По его словам, сейчас компания разделяет своих абонентов на рынок масс-маркет и на корпоративный рынок. Он тоже говорил о конвергенции, но другого рода. В этом случае речь шла об объединении с другими участниками рынка. По словам Василия Кузичева, "Мегафон" отказывается от конвергенции и все вопросы будет решать сам. В качестве примера он привел "Вымпелком" и Golden Telecom. Процесс слияния – это всегда потеря доходов, к тому же операторам бывает сложно договориться о разделении прибыли.
3G
Безусловно участники форума не могли обойти вниманием работу и перспективы сетей сотовой связи третьего поколения. Об эволюции 3G/UMTS собравшимся рассказал председатель UMTS форума Жан-Пьер Бьенеме.
Сейчас в мире уже насчитывается порядка 350 млн пользователей 3G-сетей. Они работают в 189 странах мира, обслуживают их 492 3G-оператора. Причем в Европе наблюдается очень быстрый рост, сейчас на западе существует уже порядка сорока сетей третьего поколения. С этим связано и падение стоимости в сетях UMTS в перспективе с 0,07 до 0,01 долл.
Россия, по мнению Жан-Пьера Бьенеме, находится в более выгодном положении. Отечественным операторам не нужно ничего переделывать, все сети строятся с нуля. Сейчас главная задача для развития сетей 3G состоит в преодолении технических и лицензионных сложностей. Дальнейшее развитие стандарта, по его мнению, будет идти в рамках эволюции архитектуры сетей.
О рыночном потенциале 3G говорил и Стив Так Уан, представитель компании Qualcomm Inc. Рост ARPU в сетях третьего поколения внушает оптимизм. По его мнению, сети 3G позволяют предоставлять своим абонентам более качественные сервисы и дополнительные услуги, что, в свою очередь, дает им возможность получать больший доход от абонента.
Джема Бантинг, аналитик компании Informa Telecoms&Media, обобщила главные тенденции в развитии телекоммуникационных рынков России и СНГ. Если говорить о Восточной Европе, то Россия и СНГ имеют две трети рынка. Компания МТС входит в топ-10 мировых инвесторов.
Топ-10 мировых телеком-инвесторов
Informa Telecoms&Media, 2008
Лидерами на рынке СНГ являются Россия и Украина. По мнению Бантинг, и тот, и другой сегмент демонстрируют рост ARPU. Однако на российском рынке этот показатель больше и будет продолжать увеличиваться. На Украине ARPU растет медленнее.
Динамика ARPU в России и в Украине
Informa Telecoms&Media, 2008
Кроме всего прочего, Бантинг отметила активное продвижение российских операторов на рынки СНГ.
Продвижение российских операторов на рынок СНГ
Informa Telecoms&Media, 2008
По мнению Джеммы Бантинг, возможности для приобретений в регионе еще есть, но время уходит очень быстро. Сейчас существуют возможности, связанные с предстоящей приватизацией Укртелекома и Кыргызтелекома. На некоторых рынках ожидаются проблемы с дополнительными лицензиями, например в Армении. Также, по словам Бантинг, российские инвесторы с все большим вниманием смотрят на азиатские и африканские рынки. Период быстрого роста в России и на Украине закончен, но это позволило увеличить ARPU в этих странах. Тем не менее, большая часть рынков СНГ еще находятся на ранней стадии развития, а фокус внимания операторов сместился на использование абонентами дополнительных сервисов. Постепенно акцент смещается в сторону широкополосного доступа и WiMax.
Видеорепортаж с выставки Russia&CIS com 2008