Спецпроекты

Служба 09: когда без "барышни" не обойтись

Телеком Мобильная связь Проводная связь
Справочно-информационные сервисы в том или ином виде существуют у каждого оператора фиксированной и подвижной связи. Часто они имеют недолгую историю, начинающуюся со времени заключения первого договора с составителями каталогов и справочников. Но в отечественной практике есть и другой пример: уже 80 лет люди пользуются услугами службы 09, прошедшей путь от ручной обработки запросов до почти полной автоматизации и превращения в один из современных сервисов МГТС.

Справочное бюро при московской телефонной станции появилось 80 лет назад: в 1932 году в Москве была организована служба получения справок по номеру 09. Тогда сервис под названием "Справочная контора" представлял собой ручную обработку вызовов абонентов телефонистками, которые по запросу сообщали данные о других абонентах, подключенных к Центральной телефонной станции (ЦТС).

Служба быстро стала популярной и активно развивалась: так, в 1937 году в ЦТС было всего 24 рабочих стола телефонисток справочной службы, а год спустя в новом зале их поставили уже 40. К 1940 году абонентам МГТС было выдано 11 млн. справок. На начало 1941 года в штате было 114 телефонисток, а справочники абонентов сети к изданию готовила редакционная группа.

Век карандаша и бумаги

После войны сервис, как и раньше, был широко востребованным: прирост запросов справочного характера составлял около 2 млн. в год, а телефонистки того времени ежегодно выдавали по 13 млн. справок при среднем времени ответа в 8,2 сек. При этом техническое оснащение самой системы было весьма далеким от совершенства - информация об абонентах записывалась на бумажных листах карандашом, чтобы при изменении информации обновить только номер телефона и адрес, а не пересоздавать всю карточку.


При поступлении запроса оператор находил нужную карточку и зачитывал звонившему запрошенные номер телефона и адрес.

Перед каждой телефонисткой стоял ящик с картотекой, разделенной на 14 разделов: "кредитно-финансовый", "судебно-правовой", "правительственные учреждения", "здравоохранение" и проч. При поступлении запроса оператор находил нужную карточку и зачитывал звонившему запрошенные номер телефона и адрес.

В 1960 году вместе с переездом службы 09 из здания ЦТС на ул. Мархлевского в здание АТС К7 на Петровском бульваре происходила реорганизация работы сервиса и расширение рабочих мест: был создан 101 рабочий стол "А" для выдачи справок по 55 тысячам телефонов учреждений и организаций и 11 столов "Б" для справок о квартирных телефонах, которых насчитывалось уже 450 тыс. Повышенное внимание к предоставлению данных об организациях было неслучайным - в 60-е годы до 90% запросов приходилось на столы "А", где самыми популярными категориями были "Транспорт и связь", "Лечебно-санитарные учреждения", "Торговые организации", "Зрелищные и культурно-просветительские организации". Справочно-информационная база постоянно обновлялась. В нее вносилось до 600 изменений ежедневно.

Начало информатизации

В 1965 году Справочно-информационная служба 09 превратилась в самостоятельный Справочно-информационный узел (СИУ). Еще через пять лет сервис вступил в эпоху информатизации: для решения проблем накопления, хранения и быстрой выдачи большого количества релевантной и актуальной информации СИУ перешел на систему работы с микрофотокартами.

Первая очередь французского оборудования фирмы LMT введена в действие на 207 рабочих местах, а в 1972 году еще 309 рабочих мест получили обновленное оборудование. Речь идет об оптико-механических устройствах Minox для просмотра микрокарт, увеличивающих изображение с помощью системы линз и зеркал в 28 раз. Кроме того, рабочее место оборудовалось распределителем с электронным управлением, в котором могло храниться 70 микрокарт. Они подавались оператору механическим устройством после набора уникального кода карты.


В 60-е годы до 90% запросов были о телефонах организаций

Подобные средства автоматизации позволили улучшить работу справочной службы и дали возможность оказывать платные услуги. Так, в 1974 году была организована первая платная справка в Москве - служба "Сервис", использовавшая специальные уличные таксофоны, по которым можно было получить информацию. Стоимость звонка составляла 15 копеек. Абонент набирал специальный трехзначный номер и мог узнать о забытых в транспорте вещах, потерянных документах, заблудившихся детях, дежурных магазинах, результатах тиражей лотерей, схеме проезда по городу, прогнозе погоды, репертуаре театров и многом другом.

Рождение 009

После "перестройки" в 1991 году в дополнение к службе 09 были созданы дополнительные платные справочно-информационные сервисы: "Москва для вас" 05-9 – информация об организациях г. Москвы и телефонах абонентов квартирного сектора; "Ваш секретарь" 05-3 – сервис поручений, позволяющий использовать телефониста в роли собственного секретаря; "Медсервис" 05-0 – информация о наличии лекарств и медицинских услугах.


Тема месяца

Что делать ИТ-директору во время пандемии

Перед ИТ-руководителями встают задачи, связанные с обеспечением удаленной работы сотрудников.

Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.