Разделы

Телеком Мобильная связь

Сотовая связь: кризис "зовет" российских операторов домой

Стремление российских сотовиков и стоящих за ними холдингов работать в странах Азии, Африки и Ближнего Востока афишировалось уже давно. И вот желания сбылись. Перед самым кризисом крупные отечественные операторы практически одновременно вышли на рынки, которые с точки зрения сотовой связи считались в то время наиболее перспективными. Однако разразившийся в сентябре 2008 года кризис в корне изменил ситуацию. Оправдались ли ожидания компаний? Удастся ли им в сложной финансово-экономической ситуации закрепиться на новых территориях?

Но при всех экономических перспективах политическая составлящая страны способна свести любое начинание на "ноль". Еще до начала серьезного противостояния с мировым сообществом по поводу национальной ядерной программы сотрудники Turkcell’а, получившего вторую национальную лицензию GSM, были объявлены "израильскими шпионами", посажены в самолет и высланы из страны. Есть над чем задуматься, учитывая открытый недавно безвизовый режим России с Израилем. В ноябре 2005-го эта лицензия была передана СП с местными партнерами, возглавляемому южноафриканским MTN, поскольку законодательно иранским парламентом блокироются национальные проекты с долей иностранного участия более, чем 50%.

Выход на иранский рынок, находящийся под давлением санкций США, а в будущем и, возможно, Евросоюза, может помешать планам новых владельцев "Мегафона" осуществить ожидаемое в перспективе IPO. Кроме того, это может осложнить получение новых займов.

Связь для слона

Индийский рынок в последние несколько лет был невыбывающим лидером инвестиционного хит-парада сотовой связи. При количестве населения, превыщающем миллиард человек, к середине этого года сотовой связью едва была охвачена четверть. Цена, которую Vodafone заплатил Hutchinson за долю в операторе Essar, еще больше подхлестнула интерес к рынку тех, кто не мог никак определиться с планами. Сопутствыющим событием стало и проведение правительством Индии конкурса на оказание услуг связи универсального доступа, разбитого, собственно, на два шага – получение лицензии и получения самого ценного – частот. Хотя в стране и так действовало 8 крупных операторов, пусть и не с везде пересекающимися зонами.

После долгих поисков и переговоров АФК "Система", считая крупных операторов Индии излишне переоцененными, купила мелкого регионального оператора Shyam Telelink. В проведенном конкурсе на лицензии по оказанию услуг связи универсального доступа Shyam сумел получить разрешения на все телекоммуникационные округа, став на бумаге национальным оператором. Стоит отметить, что индийские чиновники достойно "приветствовали" желание участвовать в конкурсе денежных российских инвесторов. "Системе" стали приписывать различные нарушения, присылая счета на сотни миллионов долларов, а Altimo просто обвинили в коррупции (которая в Индии опережает многие другие азиатские страны) в Европе, отказав на месте.

Главной проблемой для многих участников конкурса стало отсутствие частот в диапазонах GSM для ключевых мегаполисов. Но недолго думая и взяв никому не нужные частоты CDMA, Shyam, по решению своих новых владельцев, приступил к строительству национальной сети. При этом наличие в Индии двух национальных CDMA оператора – Tata Teleservices и Reliance Communications - никого не смутило. При подобных "объемах" - еще осталось две трети населения, пусть и не умеющего читать – места должно хватить всем.

Но действующие операторы к CDMA относятся крайне скептически. Показательна стратегия Reliance Communications (которого ранее "Система" пыталась безуспешно прикупить). Являясь вторым крупнейшим оператором страны и работая в стандарте CDMA, Reliance смог получить GSM частоты в 15 телекоммуникационных округах страны в рамках лицензии универсального доступа. В результате, в дополнении к имевшимся частотам с родственной компании Reliance Telecom в других 8 округах, появилась возможность стать и национальным оператором в стандарте GSM. Поэтапный запуск фрагментов сети GSM стартовал весной этого года с планами к началу будущего года иметь общенациональной покрытие.

В чем причина отказа от казалось бы перспективной технологии? Увы, в Азии, несмотря на ее быстрый старт по ряду причин операторы быстро разочаровались в CDMA, хотя раньше их это сделали абоненты. В Индии при невысоком ARPU, его величина у CDMA-операторов на 15-20% ниже, чем у своих конкурентов в стандарте GSM. Несмотря на оптимистичные заявления, поддерживающей стандарт Ассоциации CDG (CDMA Development Group), тенденция на континенте приобретает определенно последовательный характер.


Выход на иранский рынок может помешать планам "Мегафона"

Следующим в планах "Системы" неявно проскальзывал перенаселенный Бангладеш. Но и здесь нестоит рассчитывать на многое. Шесть операторов страны с трудом охватывают около 30% населения, а ARPU еще ниже, чем в Индии. Но конкуренция набирает обороты, прежде всего благодаря щедрым арабским инвесторам, а цена, которую необходимо заплатить существующим игрокам за удержание доли рынка, становится с каждым месяцом все более высокой.

Шаг в неизвестность

Стратегия выхода на далекие международные рынки была безусловна оправданной еще лет 5-8 назад. Но современные реалии времен мирового финансового кризиса заставляют по новому ее переосмыслить. То, что раньше представлялось легкой прогулкой, теперь напоминает гонку на выживание. Источников доходов и финансирования становится меньше, а конкурентов, желающих заполучить новый рынок за любую цену, – больше. Показательна в этом плане недавняя продажа казахским инвестхолдингом Visor Capital двух активов – в Непале и уже упоминавшейся выше Камбодже – за почти полмиллиарда долларов скандинавской TeliaSonera. Сделка, объявленная во время еще тлевшего пожара, позволит скандинавам укрепить свои позиции в списке быстрорастущих мировых телекоммуникационных групп. А размер сделки говорит о том, что существенной уценки активов пока ждать не приходиться.

Сложность работы в развивающихся странах при все более усиливающейся конкуренции отмечает в своем отчете и Frost & Sullivan. При ARPU ниже трех с половиной долларов и еще не охваченных связью абонентах серьезный бизнес начинает принимать элементы азартной игры. Выжить на таких рынкам под силу либо давно существующим игрокам, либо компаниям с четко продуманной стратегией и опытом работы в исключительно малодоходном сегменте. Примером реализации таких стратегий является люксембургский офшор группы Tele2 Millicom International Cellular, имеющий в Азии активы в Лаосе и Камбодже, а в прошлом году продавший китайцам своего оператора в Пакистане.

Нет сомнений, что с задачами строительства сетей и вводом их в коммерческую эксплуатацию российские операторы прекрасно справятся. Но выживут ли их новые предприятия в далеких странах в условиях сжимающегося финансирования и беспредельно жестокой конкуренции? Станут ли они многообещающими "точками роста"? Положительный сценарий развития событий крайне неочевиден.

Между тем, уже и на соседних рынках СНГ, считающихся для российских операторов практически "домашними", начинает становиться тесно. Усиливают свои позиции иностранные игроки, прежде всего, TeliaSonera и его совместное предприятие FinTur. Выкупленный скандинавами в прошлом году узбекский Coscom агрессивно отнимает долю рынка в стране у признанных лидеров - МТС и "Вымпелком". А развернутая турецким "Астелитом" на Украине ценовая война вызывает шутки о том, что сами операторы скоро начнут доплачивать абонентам за пользование сетью. На этом фоне, несмотря на массовые вливания, УРС, дочерняя компания "Вымпелкома", так и не достигла доли рынка в 5%.

Конкуренция на рынках СНГ будет ужесточаться и дальше. Некоторые страны (Армения, Туркмения) заявили о планах по выдаче или уже выдали новые лицензии на услуги сотовой связи. И хотя об азиатском "стандарте" 6-7 операторов на страну говорить пока еще рано, Украина это прецендент уже подтверждает.

Наступающий год покажет первые практические результаты деятельности российских операторов в далеких заморских странах. Но вряд ли придется удивиться, если все эти проекты окажутся "заморожены".

Алексей Синчуков