Спецпроекты

Сотовая связь: кризис "зовет" российских операторов домой

Телеком Мобильная связь
Стремление российских сотовиков и стоящих за ними холдингов работать в странах Азии, Африки и Ближнего Востока афишировалось уже давно. И вот желания сбылись. Перед самым кризисом крупные отечественные операторы практически одновременно вышли на рынки, которые с точки зрения сотовой связи считались в то время наиболее перспективными. Однако разразившийся в сентябре 2008 года кризис в корне изменил ситуацию. Оправдались ли ожидания компаний? Удастся ли им в сложной финансово-экономической ситуации закрепиться на новых территориях?

В апреле этого года авторитетное отраслевое британское периодическое издание Global Mobile назвало территории Азии, Африки и Ближнего Востока последними рынками, ожидающими значительного роста. Не менее оптимистична в прогнозах была и исследовательская компания Frost & Sullivan, отметившая в увидевшем свет в августе отчете, что число абонентов в восьми крупнейших азиатских странах, за исключением Китая, вырастет на более, чем полмиллиарда к 2013-му году.

В свете этого утверждения радужные прогнозы стародавних лет наконец-то сбываются. Российские операторы и стоящие за ними холдинги реализовывают свои давно афишируемые и так желанные цели. Потратив несколько лет усилий, АФК "Система" строит сеть стандарта CDMA в Индии. Только поставив подпись под договором о создании СП во Вьетнаме, "Вымпелком" тут же в довесок приобрел оператора в дружественной Кампучии. "Мегафон" открыл представительство в Тегеране и надеялся получить достойные условия от правительства Ирана в тендере на третью национальную лицензию сотовой связи.

Таким образом, все крупные российские операторы практически одновременно перед самым кризисом вышли на считающиеся наиболее перспективными рынки услуг сотовой связи. Но так ли прекрасна картина, создававшая впечатление "молочной реки с кисельными берегами"?

В дельте реки Меконг

Хотя первое существенное заявление "Вымпелкома" в конце прошлого года и получило положительные отзывы всех аналитиков, современный вьетнамский рынок сотовой связи далек от тех идилий, которые он представлял три-четыре года назад. В стране действуют 6 операторов сотовой связи, из которых три – VNPT, Vinaphone и Viettel – работают в стандарте GSM, один (и очень богатый) переходит в GSM из CDMA (Hutchinson, планирующий запустить новую сеть в декабре этого года) и два оператора стандарта CDMA (один в диапазоне 450 и один – 800). При охвате услугами связи примерно 50% населения, хорошее ARPU – 8-10 долларов – удерживает ведущая GSM-"тройка". А у "новичков" оно с трудом достигает трети этой величины. Оставшийся рост возможен только в сельских районах, где разница в доходах с городами очень существенна. И хоть потенциал для роста еще не исчерпан, зарубежные аналитики считают рынок перегретым.

В дополнение к жестокой конкуренции, ранее демонстрировавшая уверенный рост экономика Вьетнама одной из первой в Азии начинала пробуксовывать, объем экспортной продукции, прежде всего ориентированной на американский рынок падает, инфляция достигала отметки в 27% (самый высокий показатель в Азии), а правительство неуклюже вводит различные административные ограничения. Снижение темпов экономического роста создает значительную угрозу стабильности страны, возвращая незажившие со времен объединения этнические и религиозные конфликты.

Оптимистично озвученные ранее планы "Вымпелкома" не воплотились полностью. Вместо отношения долей 49/51 на финальной стадии арифметика сложилась как 40/60, что осложнит работу с жестким партнером. Существенно задерживаются и сроки – вместо осени этого года в настоящий момент "Вымпелком" заявляет о запуске сети летом 2009 г. К тому времени ближайщий агрессивный и не стесненный в средствах (после продажи индийского актива) конкурент – Hutchinson - будет иметь практически полугодовую фору.

Заявленные в качестве первоначального взноса инвестиции в 267 млн долларов в капитал предприятия явно недостаточны. И хотя на 5 лет запланирована сумма до одного млрд долларов, вряд ли подобный объем может быть реально инвестирован. После покупки Golden Telecom и разгоревшегося мирового финансового кризиса речь идет только о значительных сокращениях бюджетов, уже выразивщихся в заявлении о "замораживании" различных проектов. А усилия обогнать активного и опытного конкурента и не оказаться в явных аутсайдерах несомненно потребуют существенных влияний. Для сравнительной оценки можно использовать стоимость контракта, заключенного "Эрикссоном" на развертывание сети GSM и ее аутсорсинг на управление и обслуживание. Его размер составляет 600 млн долларов на период трех лет. И хотя оценка крайне приблизительна – не учитывается наличие у Hutchinson инфраструктуры и работоспособной команды – она дает ясное понимание об уровне вложений, необходимых для вывода оператора даже на не "призовое" четвертое место на рынке.

Могут и не дать ожидаемого эффекта и хорошо наработанные в России и СНГ коммерческие и маркетинговые стратегии. Торговая марка "Билайн", в отличие от близлежащего СНГ, воспринимающего ее "на ура", вьетнамскому рынку совсем неизвестна. Единственным преимуществом, имеющимся у "Вымпелкома", остается масса руководителей среднего и высшего звена, высвыбождаемых в результате приобритения Golden Telecom и последующей "оптимизации" рабочей структуры. Смена двух вице-президентов по международному развитию явно указывает на то, что этот блок становится "почетной" кадровой ссылкой.

Камбоджа, находящаяся в самом конце списка ООН по доходам населения, вряд ли представляет большой интерес, несмотря на достаточно небольшое проникновение услуг связи, едва достигнувшее 25%. При такой ситуации выход на почти 15-ти миллионный рынок седьмого оператора вряд ли имеет под собой экономически обоснованные причины. Показательны цифры. Star Cell, проданный казахскими владельцами, за полтора года работы смог достичь лишь 3% рынка.


Популярная в Россиии торговая марка "Билайн" вьетнамскому рынку совсем неизвестна

Озвученные планы по выходу на рынок связи самобытного Лаоса с целью полного охвата бывшего французского Индокитая имеют еще меньшую рациональность. В шести-семи миллионной стране, 2/3 которой живут в удаленной сельской местности, преимущественно в горах, действуют четыре оператора. При достаточно низких тарифах (2-3 цента/мин) ими с трудом достигнуто 20% проникновения. За исключением долины Меконга и северного пути в Китай инфраструктура страны помнит еще французских колонизаторов. Тяжелое наследие "необъявленной" войны 60-х-70-х годов, занесшей страну в список лидеров по тоннажу сброшенных бомб и ржавеющих в земле взрывчатых веществ различного типа, представляет собой серьезную проблему охвата услагами тех районов, где связи еще нет. А нынешние темпы по обезвреживанию крайне опасной пиротехники могут достичь результата только через 100 лет.

Тегеран

Открытие представительства в Тегеране с последующими заявлениями о крупных (более 4 млрд долларов) инвестициях в строительство GSM сети, участие в тендере на третью национальную лицензию выглядело несколько неожиданно для "Мегафона", исторически имевшего скромный профиль на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Малопредставленная за пределами России компания (имеется только сеть в Таджикистане), до этого лишь циркулировавшая на страницах печати в загадочных слухах о планах по выходу в Северный Китай, теоретически имела все шансы закрепиться на одном из крупнейших рынков Ближнего Востока (в этом году Иран потеснил Саудовскую Аравию выйдя на 2-ое место). При этом проникновение услуг сотовой связи еще не достигает 50%.

Однако "Мегафон" и стал первой ласточкой, правильно оценившей современные риски и отказавшейся в ноябре от подачи предложения.