Разделы

Телеком Мобильная связь

Виртуальным мобильным операторам в России места нет?

Деятельность виртуальных сотовых операторов (Mobile Virtual Network Operator - MVNO) сейчас в России запрещена текущим законодательством. Однако это не единственное препятствие. Представители "большой тройки" заявляют, что лишних мощностей для деятельности MVNO у них нет. Тем не менее, СМАРТС, "Скай Линк" и некоторые наблюдатели уверены, что перспективы у виртуальных операторов в России есть.

Такой нишей, по мнению Дениса Кускова, может стать обслуживание виртуальными операторами крупных организаций. "Конечно, у сотовых операторов есть корпоративные тарифы, но MVNO могут предложить низкие цены или какие-то дополнительные услуги", - полагает Денис Кусков. Также аналитик отметил, что в условиях, когда рынок близок к насыщению, все больше становятся затраты операторов на привлечение новых абонентов. В случае же, если сотовый оператор будет продавать трафик MVNO-оператору, то таких затрат он нести не будет.

По мнению Дениса Кускова, в России сотрудничество с MVNO-операторами могло бы быть интересно, например, Tele2. "Если Tele2 заявляет о том, что хочет стать общенациональным оператором, то им необходимо присутствие в Москве. В условиях насыщенного московского рынка компания могла бы занять нишу продажи трафика MVNO-операторам",- считает аналитик.

В самом Tele2 считают, что на данный момент условия для развития MVNO в России неблагоприятны. "Высокая загруженность сетей GSM-операторов и низкая APPM (Average Price Per Minute) практически не оставляют пространства для их развития. Однако ситуация может измениться с запуском сетей 3G. Со своей стороны, Tele2 сейчас не планирует предоставлять свои мощности MVNO", - рассказал CNews председатель правления "Tele2 Россия" Юрий Домбровский.

Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что в данный момент в России нет ниш, которые могли бы занять виртуальные операторы. "Главная причина для развития MNVO - неохваченные ниши, которые для сотовых операторов в силу тех или иных причин не интересны и (или) не доступны. Яркий пример - выход корейского оператора SK Telecom на американский рынок в качестве MNVO. Корейцы вышли на рынок США с предложением, ориентированным на корейцев, находящихся в Соединенных Штатах. Абонентам предложили сервисы и полную поддержку на корейском языке (включая локализацию в меню телефона), дешевые международные звонки в Корею, дешевый роуминг с Кореей", - рассказал CNews г-н Брюквин. "А у нас даже такие ниши охвачены самими операторами - есть тарифы для различных диаспор, для детей и для пенсионеров. Таким образом, в появлении MNVO не заинтересованы, прежде всего, базовые операторы", - уверен Юрий Брюквин. По мнению аналитика, в условиях, когда сотовые операторы готовы продвигать даже нишевые тарифы, MNVO будет для них прямым конкурентом.

MVNO несет угрозу рынку?

Марина Белашева считает, что потенциальные "виртуалы", планирующие работать на массовом рынке, несут для него угрозу. Опасность, по ее мнению, состоит в том, что такие операторы не имеют никаких преимуществ, отличий, не предлагают add value в сравнении с обычными операторами. "Единственный вид конкуренции, который они могут использовать - это ценовая война. При этом крупные игроки рынка мобильной связи, ведущие операции в большом количестве регионов, могут создавать MVNO в особенных случаях", - отмечает г-жа Белашева.

Таким случаем, по ее словам, могут быть регионы, где емкость рынка составляет порядка 200 тыс человек, а развертывание собственной сети обойдется оператору примерно в $5 млн, то есть создание виртуального оператора на базе местной действующей сети позволяет cэкономить финансовые ресурсы и время. "К тому же, в таком случае "виртуал" не прибегает к обвалу цен, ведущему к разрушению рынка", - полагает Марина Белашева. Сотрудничество "Мегафона" с "Матрикс-телеком" г-жа Белашева прокомментировала так: "Они-то как раз предлагают рынку дополнительные возможности, основанные на инновационных решениях, а не исключительно дисконт".

Аналитик J’Son and Parnters Ольга Харламова придерживается противоположной точки зрения. "Наши расчеты показывают, что при небольшой потере абонентской базы выручка операторов вырастет в среднем на 9%", - заявила CNews г-жа Харламова. По ее словам, основной целевой аудиторией "виртуалов", как правило, являются низкодоходные абоненты или специальная группа людей (например, заинтересованная в той или иной услуге, которую оператору невыгодно запускать, или конкретная социальная группа (учителя или военные)). "В такой аудитории сотовые операторы, в принципе, не заинтересованы. Поэтому после небольшого оттока таких абонентов, они смогут сконцентрировать свое внимание на высокодоходных клиентах", - считает аналитик.

MVNO легализуют поправки в закон о связи

Ситуацию с правовым регулированием должны исправить поправки в закон о связи "MVNO не оказывает услуг связи, поэтому виртуальным операторам нельзя выдать лицензию, - считает председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов. - Из-за этого "Евросеть" вынуждена действовать как агент от имени СМАРТС". По его словам, в Европе законодательство о связи намного мягче, и там MVNO действует в рамках общегражданского законодательства. "Единственный выход из ситуации – внесение поправок в закон о связи, но для этого необходимо четкое понимание правовой природы данной услуги, которого пока нет", - отметил г-н Богатов.

Существующая неурегулированность деятельности MVNO несет потенциальную опасность тем, кто занимается этим бизнесом. "Если отношения с абонентом организованы так, что оператор виртуальных услуг связи, занимающийся "перепродажей" услуг, участвует не только как посредник (например, применительно к биллингу, претензий по качеству и проч.), то существует риск признания его деятельности незаконным предпринимательством, поскольку лицензий в сфере связи у него нет", - заявил CNews партнер юридической фирмы Beiten Burkhardt Виктор Наумов, -

В СМАРТСе отметили, что после того, как Минсвязи юридически урегулирует деятельность MVNO, "Евросеть" сможет использовать для развития проекта собственное оборудование, на базе которого будут реализованы все маркетинговые предложения, а компания СМАРТС будет предоставлять "Евросети" свою транспортную сеть. В СМАРТС уверены, что потенциал для развития MVNO в России, безусловно, есть, и "это подтверждают многие компании, готовые вкладывать немалые денежные средства в развитие подобных проектов".

Даниил Иванов / CNews Северо-Запад