ВТО толкает российские телекомы к бунту
В связи со вступлением России в ВТО эксперты предвещают отечественной ИТ-отрасли гибель. В первую очередь это касается телекомщиков, которые не смогли расширить зону своего влияния за границы Содружества. Производство средств связи также слабо развито. Чтобы предотвратить летальный исход, необходима мощная государственная поддержка и семимильные темпы роста. Это — единственный способ выжить.Казалось бы, с прошлого года наше правительство озаботилось этой проблемой, активизировав разговоры о "диверсификации" сырьевой экономики. Но упор по-прежнему делается на полумеры, имеющие характер копирования чужого опыта без осознания той роли, которую может иметь Россия в глобальной экономике, и как можно правильно использовать зарубежные достижения и ошибки. Чей опыт мог бы быть полезен для нас?
Японский, ориентированный преимущественно на внутренний рынок и потребление, при этом щедро поощеряемый правительством, в тех или иных формах? Или опыт азиатских "тигров", ориентированных на тотальную экспортную модель? В первом случае уровень внутреннего потребления нашей страны (за исключением, может быть Москвы и Петербурга) сказочно далек от японского. А в создании предпочтительных условий для производства конкурентноспособных технологичных продуктов мы отстаем от "тигров" как молодых, так и старых. Но даже если отбросить льготы и условия, создаваемые правительствами разных стран, изначальные условия будут неравны. Например, для работы на внешних рынках такие страны, как Сингапур, Малайзия и Индия изначально обладают квалифицированными кадрами, в совершенстве владеющими английским языком. Лучшие российские программисты успешно работают во всех точках света, а те, кто до этих точек пока не добрался, не скрывают желания отправиться вслед за первопроходцами.
Пока же можно много говорить "об особом пути" России. Но каким бы ни был путь, по-прежнему не ясна цель.
Из тупика
Как никогда ясно, что постепенными и ограниченными шагами к развитию новых секторов экономики не подойти. Требуется не эволюционный, а революционный подход к решению данной задачи. Никакие эфемерные концепции и ФЦП с ограниченным бюджетным финансированием не позволят совершить нужный рывок вперед. Необходимы документы с конкретными целями и мерами по их реализации. Любые стратегии и прочие программные документы безусловно важны, но ряд простых и эффективных мер можно было бы предпринять еще вчера.
Китайские компании Huawei и ZTE уверенно теснят традиционных лидеров телекоммуникационного рынка
Какими могут стать основные направления развития? В сотовой связи необходимо скорейшее внедрение и стимулирование использования технологий третьего поколения, разработка для них новых специальных приложений, позволяющих действительно построить "виртуальное мобильное общество", причем не только в пределах Садового кольца. Ускоренными темпами должны внедряться интернет-технологии при документо- и товарообороте, причем пионером должно стать правительство.
Если говорить о сфере разработки и создания ИТ-технологий, то это должны быть не условные, а баснословные льготы для производителей продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Если взять, например, ту же Малайзию, то компания, зарегистрированная в специальной технозоне к югу от столицы (так называемый MultiMedia SuperCorridor), получает освобождение от налогов на первые три года. Налоговые льготы нашего правительства в этой области должны быть сравнимыми или еще более привлекательными.
Если продукция российского высокотехнологического сектора ориентируется на экспорт, то немало должно быть сделано для привлечения или подготовки кадров мирового уровня. Это могут быть льготные условия для трудоустройства опытных специалистов или выделение средств для подготовки собственных кадров зарубежом с условием последующей работы в стране. Причем не только инженерных, но и торгово-экономических, специализирующихся в данной сфере.
Продвижение собственных марок на мировые рынки должно осуществляться при широкой поддержке государства. Можно, например, использовать частичную оплату выставочных площадей для любых желающих принять участие в зарубежных выставках и конференциях.
Существенным вкладом стала бы качественная программа развития "виртуального правительства". В отличие от ФЦП "Электронная Россия" (единственным результатом которой стало создание сайтов различных правительственных учреждений с указанием номеров телефонов, которые либо постоянно заняты, либо не отвечают), требуется более детализированный документ, предусматривающий возможность двустороннего общения граждан через интернет с получением всей исчерпывающей информации в четко установленные сроки. Например, правительство Сингапура обязуется рассмотреть и ответить на любой запрос в двух-трехдневный срок.
Выдача лицензий и частот на сотовые сети третьего поколения должна осуществляться на максимально благоприятных условиях всем существующим участникам рынка. При этом требования по охвату населения этими услугами должны быть четко оговорены, в какие сроки и в каких городах абоненты смогут воспользоваться услугами связи.
Не стоит думать, что индустрия высоких технологий России утонет в пучине глобализации. Однако постепенные и осторожные меры правительства вряд ли смогут поддержать ее динамичное развитие. Скорее это станет простой поддерживающей функцией, подобно костылю. Опираясь на него, отрасль хайтека будет тащиться в хвосте ведущих стран, и в целом ее роль в мировой экономике будет постепенно снижаться. В современных же условиях нужен рывок, позволяющий опередить остальных, а не плестись в хвосте.
Алексей Синчуков / CNews