Разделы

Бизнес Телеком Мобильная связь

«Питерские связисты» ликвидировали свои офшоры

Майские праздники у группы «питерских связистов» ушли на улаживание конфликтов с властями британских колоний. В итоге «питерские» признали свою причастность к отмыванию денег, однако они отделаются лишь ликвидацией своих офшоров на Бермудских и Британских Виргинских островах и выплатой местным юрисдикциям штрафов в размере $50 млн.

1 мая Верховный суд Британских Виргинских островов принял решение по иску королевы Великобритании к бермудскому офшору IPOC International Growth Fund и трем местным офшорам: Albany Invest, Mercury Import и Lapal. Все четыре компании входят в «питерскую» группу связистов: IPOC является миноритарным акционером «Мегафона», Albany и Mercury - владельцы привилегированных акций IPOC (через кипрский офшор Mezzannie Capotal они принадлежат компании Convergence Capital Managment), Lapal использовался для перемещения денег внутри группы. Представлявший интересы королевы Ходж Малек (Hodge Malek) обвинил структуры «питерских» в введении суда в заблуждение относительно структуры доходов офшоров, которые, как оказалось, были получены в результате отмывания денег. Представитель IPOC, юрист Эндрю Митчел (Andrew Mitchell) заявил, что совет директоров компании инструктировал его признать незаконное происхождение денежных средств, а представитель трех виргинских офшоров Ричард Ковалевский (Richard Kovalevsky) заверил, что данные структуры будут ликвидированы.

  В итоге, как пишет издающаяся на Бермудских островах RoyalGazette, суд постановил оплатить издержки властей на проведение расследования (Albany заплатит $1 млн, Lapal и Mercury - по $600 тыс.), выплатить штрафы (по $100 тыс. с каждого виргинского офшора) и забрать имущество IPOC, находящееся на Британских Виргинских островах. Под конфискацию попадает залог в $45 млн, внесенный компанией в местный суд еще в 2003-04 годах в рамках разбирательства по делу «Мегафона». Тогда IPOC пытался доказать свои права на 25,1% пакет акций третьего по величине российского сотового оператора, который приобрела «Альфа-групп», и подал иск по месту регистрации офшоров «Альфы». В 2003 году суд Виргинских островов отклонил иск «питерских», но они подали апелляцию в Восточно-Карибский Верховный суд, который затребовал подробную информацию относительно структуры собственности «питерских».

Джеффри Гальмонд, считавшийся владельцем активов питерской группы связистов, будет вынужден ликвидировать офшоры на Бермудских и Британских Виргинских островах
Джеффри Гальмонд, считавшийся владельцем активов питерской группы связистов, будет вынужден ликвидировать офшоры на Бермудских и Британских Виргинских островах

В суд были представлены показания датского юриста Джеффри Гальмонда, который в рамках дела «Мегафона» впервые был представлен общественности в качестве владельца активов «питерской» группы, и его партнера, немецкого банкира Майкла Норта. Также на основе данных, полученных от менеджеров «питерской» группы связистов, аудиторская компания Ernst&Young подготовила отчет об источниках их доходов. Согласно отчету, десятки миллионов долларов структуры «питерские» получали от третьих лиц в качестве кредитов и платы за консалтинговые услуги. Такая открытость не помогла IPOC, и в 2005 г. иск об акциях «Мегафона» снова был отклонен, однако вышеупомянутые сведения оказались для «питерских» роковыми.

  Уже после завершения судебных разбирательств власти Виргинских островов заинтересовались контраргументами, представленными суду «Альфой». По заказу «Альфы» аудиторы PricewaterhouseCoopers и директор-основатель Американской сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCen) Брайан Брух исследовали отчет Ernst&Young и зафиксировали в операциях «питерских» все признаки отмывания денег, а частное сыскное агентство James Mintz Group обнаружило, что компаний, от которых «питерские» якобы получали доходы, либо не существует, либо никаких дел со структурами этой группы они никогда не имели. Например, «питерские» утверждали, что вышеупомянутый офшор Lapal получил $2 млн от компании Lemex за консультации относительно слияния двух банков, однако на самом деле выяснилось, что Lemex занимается производством кухонь. Кроме того, подписи людей, якобы заключавших от имени этих компаний договоры с «питерскими» структурами, оказались фальшивыми.

  В эти же дни – 7 мая – Верховный суд Бермудских островов завершил слушания иска местного министерства финансов к IPOC, пишет RoyalGazette. С 2003 г., когда IPOC впервые громко заявил о себе, местные власти начали расследование в отношении компании, в ходе которого выяснилось немало интересного. Оказалось, что хотя IPOC позиционирует себя в качестве открытого инвестиционного фонда, за всеми его офшорами-вкладчиками стоит один человек – Джеффри Гальмонд (плюс миноритарная доля есть у Майкла Норта). Кроме того, IPOC оказался аффилирован с еще четырьмя бермудскими инвестиционными фондами – ComTel Eastern (как и IPOC International Growth Fund, управляется компанией IPOC Capital Partners), Convergence Capital и Gamma Capital (оба этих фонда управляются компанией Convergence Capital Managment). Все активы «питерских» связистов были сосредоточены в этих четырех фондах, но в конце 2006 г. они перерегистрировались в обычные компании.

  Министерство финансов наняло аудиторов из KPMG для проведения расследования относительно «питерских» офшоров, однако его данные оказались засекреченными. Но и тут не обошлось без вмешательства «Альфы»: по ее заказу американская фирма Diligence, специализирующаяся на разрешении конфликтных ситуаций, похитила и обнародовала данные документы. Оказалось, что аудиторы KPMG признали причастность «питерских» офшоров к отмыванию денег и тот факт, что реальным их владельцем является вовсе не Гальмонд, а один из российских министров, хотя и заметили, что «питерские», нарушая законы России и США, не нарушали законы Бермудских островов. В итоге год назад министерство финансов через суд потребовало ликвидации всех зарегистрированных на Бермудах питерских офшоров (с аналогичным иском в бермудский суд в 2006 г. обращалась и «Альфа-групп», однако в конце прошлого года дело закончилось подписанием мирового соглашения).

  На суде представитель IPOC Марк Диел (Mark Diel) заявил, что его клиент не возражает против ликвидации. В итоге ликвидированы будут все четыре вышеупомянутых бывших инвестиционных фонда, обе их управляющие компании, фонд First National telecommunication Funs (создавался в 2003 г. для возможной покупки 25% плюс одной акции «Связьинвеста», но сделка так и не состоялась), Telco Overseas («дочка» ComTel Eastern, в 2002-03 гг. использовавшаяся для покупки акций NMT-операторов «Дельта Телеком» и «Московская сотовая связь») и Augmentation Investments. Последняя компания сделала один из первых взносов в фонд IPOC на деньги ликвидированного офшора Comitas, который в 2001 г. выручил $30 млн от продажи «Мобильным ТелеСистемам» компании «Телеком-XXI», владевшей сотовой лицензией на Северо-Западный округ (впоследствии Цюрихский арбитраж при Международной торговой палате назвал эту сделку проявлением отмывания денег). Кроме того, IPOC должен будет оплатить расходы бермудских властей на проведение расследования, составившие $1,6 млн.

Общая сумма, которую «питерские» заплатят карибским властям, составит $49,1 млн. В соответствии с соглашением, заключенным в июле 2007 г. между властями Бермудских и Британских Виргинских островов, конфискованные у IPOC $45 млн будут поровну поделены между двумя островными республиками. Неудивительно, что представители обеих юрисдикций довольны таким исходом. Глава прокуратуры Британских Виргинских островов Терренс Вилльямс (Terrence Williams) назвал завершение дела IPOC «демонстрацией того, что мы не допустим использования нашей территории для осуществления незаконных операций».

«Дело IPOC можно сравнить с приключениями Джеймса Бонда, - говорит министр финансов Бермуд Паула Кокс. - Наши юристы и следователи проделали огромную работу, включая визиты в Россию, составив тысячи страниц дела. Я благодарю их за то, что мы в глазах всего мира защитили репутацию и национальные интересы Бермудских островов».

Игорь Королев