Разделы

Телеком Инфраструктура

Аутсорсинг в телекоме: нужна ли операторам помощь?

Как ни парадоксально, развитие и поддержание сети не является для оператора профильной деятельностью. За исключением гигантов отрасли, мало какие операторы могут быстро и качественно подключать к своим сетям новых абонентов, в первую очередь корпоративных, а также поддерживать уже существующих. Одним из способов решения этой задачи является передача сопровождения сети на аутсорсинг. Этот подход довольно широко распространен в мире, однако российские операторы все еще относятся к аутсорсингу с настороженностью.

Давно предрекаемая волна ажиотажного спроса на аутсорсинг в сфере ИТ не спешит охватывать Россию. Напротив, при активном обсуждении этой темы и даже ее "раздувании", крупных проектов инициируется еще достаточно мало. Отдельные отрасли быстрее свыкаются с мыслью о том, что информационные технологии, техническая поддержка собственного бизнеса – это не их профильная деятельность, и начинают привлекать партнеров. Другие же остаются в арьергарде, дожидаясь большей зрелости рынка. К последним, как ни странно, относится и телекоммуникационная отрасль. Даже делая определенные шаги в направлении стратегического аутсорсинга, операторы связи не спешат афишировать этот факт. В то же время, по оценкам J’son & Partners, в России телекоммуникационные операторы и крупные предприятия, обладающие развитой телекоммуникационной инфраструктурой, ежегодно тратят на услуги, связанные с телеком-аутсорсингом, порядка 360-400 млн долл. (около 8% от всех операционных затрат операторов связи). В процентном соотношении это сопоставимо с мировыми показателями. По данным Infonetics Research, в мире операторы связи в 2007 г. потратили порядка 60 млрд долл. на услуги аутсорсинга, включая услуги сетевой интеграции, мониторинга, проектирования сетей и техподдержку, что составляет чуть больше 5% от всех операционных затрат операторов связи.

Одним из основных направлений, где сегодня у операторов, особенно небольших, наблюдается "пробел" – это развитие и поддержание сети, а также подключение к ней новых корпоративных пользователей. Эту потребность нельзя назвать новой. Еще несколько лет назад операторы начали задумываться о том, что клиентам нужны не только услуги связи, но и, например, подключение офисов "под ключ" и единая "точка входа" для клиента в процессе реализации проекта. Подойти к решению этой задачи оператор может тремя способами – развить собственное интеграционное направление, приобрести системного интегратора и ввести его в структуру компании (по сути, этот подход близок первому), а также передать все обслуживание сети или отдельных ее участков на аутсорсинг.

Три пути

Развитие собственного интеграционного направления для среднего, и тем более мелкого оператора – занятие довольно хлопотное. Скорее такой подход приемлем для очень крупных российских телекоммуникационных компаний, гигантов отрасли, а также международных операторов.

Николай Салюхин: На рынке телекоммуникаций – жесткая конкуренция

Своим экспертным мнением с CNews поделился Николай Салюхин, директор департамента сервиса и аутсорсинга "ТехноСерв А/С".

На рынке телекоммуникаций – жесткая конкуренция. Консолидация идет ускоренными темпами, а с появлением сетевых платформ следующего поколения ключевой задачей телекоммуникационных компаний стало рентабельное предоставление интегрированных мультимедийных услуг.

От руководителей постоянно требуется обеспечение успеха своих компаний, одним из основных критериев которого является прибыль, которая, в конечном счете, определяет потенциал и возможности роста бизнеса компании. Одним из основных инструментов, влияющих на прибыль компании, является эффективное управление затратами.

Читать далее

Так, Барт Сталенц, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ, считает, что "подключение заказчиков к телекоммуникационной сети традиционно является задачей самого оператора. Зачастую у системных интеграторов просто нет такой развитой филиальной сети в регионах. Кроме того, при работе с подрядчиками возникают такие дополнительные задачи, как контроль качества и скорости выполнения работ". Однако для большинства российских операторов такую ситуацию нельзя назвать характерной. Развив сильное интеграционное направление, оператор с большой долей вероятности выделит его в отдельную компанию, которая будет обслуживать этого оператора, либо, при достаточном количестве ресурсов, даже будет работать на внешнем рынке. "Операторский бизнес специфичен, у оператора нет времени заниматься системной интеграцией, и нет ресурсов. По большому счету, это ему и не нужно, т.к. есть специалисты, готовые взять на себя эту обязанность, - говорит Дмитрий Борисов, директор по развитию бизнеса "Центрального телеграфа". - Если у оператора появляется сильное подразделение ИТ, которое готово заняться консалтингом для сторонних предприятий, он это подразделение выделит в отдельную компанию". Содержать достаточное количество высококлассных специалистов, которые к тому же не постоянно задействованы, небольшому оператору не выгодно. А проводить подключение клиентов на пределе собственных возможностей рискованно.

Способом быстро и довольно безболезненно "вырастить" интеграционное направление может стать покупка системного интегратора и введение его в структуру компании. Однако и здесь кроются определенные риски. "С того момента как компания приобретена и начала работу, качество обслуживания будет все хуже и хуже, т.к. обслуживая только одного оператора, системный интегратор теряет стимул к повышению конкурентоспособности", - считает Алексей Кузин, технический директор компании "ТехноСерв А/С". Покупка интегратора способна быстро решить отдельные проблемы, в первую очередь кадровую, но с течением времени держать приобретенную организацию "в тонусе" будет все сложнее. И по большому счету такой подход не очень распространен.

Третий из перечисленных вариантов – передача обслуживания сети и подключения клиентов на аутсорсинг системным интеграторам. "Как ни странно это звучит, эксплуатация сети не является основным бизнес-процессом оператора связи. Операционная деятельность по сопровождению сети – достаточно стабильный и хорошо контролируемый процесс, и это одна из важнейших предпосылок для возможности передачи его на аутсорсинг", - считает Александр Гольцов, технический директор "Энвижн Групп". Однако считать аутсорсинг панацеей – более чем опрометчиво. Скорее это лишь один из действенных инструментов для успешного развития бизнеса операторов связи, и инструмент, имеющий свои плюсы и минусы.

На мировом рынке профессиональных услуг для операторов львиная доля принадлежит крупнейшим поставщикам оборудования, чей годовой доход превышает 7 млрд долл. По оценкам Infonetics Research, в 2007 году они занимали порядка 83% мирового рынка. Правда, в России они пока могут рассчитывать преимущественно на сотрудничество с транснациональными корпорациями. Местные игроки для знакомства с аутсорсингом выберут скорее локального интегратора.

Взаимодействие между операторами и интеграторами – тенденция не новая. Фактически, за любым крупным проектом построения корпоративной сети стоят две стороны – оператор и интегратор, даже если один из них находится в тени. Совместные проекты по подключению офисов реализуются в большом количестве. Исторически, оператор выступал в качестве агента по отношению к системному интегратору, передавая ему отдельные заказы на подключение. Однако сегодня рынок замер в ожидании нового витка развития этих отношений – перехода к стратегическому аутсорсингу, т.е. полномасштабной поддержке непрофильных для оператора процессов, и в идеале – одним крупным партнером. "Рынок аутсорсинга, и стратегического аутсорсинга в том числе, существует. Он даже существует в России. Но он пока существует не для российских предприятий, и не для российских интеграторов", - считает Евгений Якимец, начальник отдела поддержки продаж "ТехноСерв А/С".