Разделы

Телеком Инфраструктура

Avaya и CompTek: Максимум телеком-сервисов за небольшие деньги

Георгий Санадзе, директор Avaya по развитию бизнеса в России и странах СНГ, и Никита Иванов, эксперт по решениям ВКС и UC Avaya компании CompTek, рассказали CNews об особенностях телекоммуникационных решений для малого и среднего бизнеса; о новинках, которые ждут компании, и том, как решаются проблемы предыдущих систем.

CNews: Оцените объем и динамику роста рынка телекоммуникационных решений для среднего и малого бизнеса в 2012, 2013 годах?

Никита Иванов: Рынок серьезно вырос за счет расширения трендов, которые не относятся к классической телефонии напрямую, а дополняют ее тем или иным образом. К ним можно отнести видеоконференции, чаты, статусы, интеграции с рабочими директориями и мобильными телефонами (как на базовом уровне, так и с помощью приложений под современные платформы). Один только рынок смартфонов смог основательно встряхнуть телекоммуникаций в средних и малых компаниях, так как мало кого теперь устраивают АТС, которые просто работают по классическим каналам связи. Всем нужна гораздо более высокоуровневая интеграция с «мобильным офисом».

CNews: Каковы особенности рынка малого и среднего бизнеса?

Никита Иванов: На этом рынке компаниям требуется предоставить максимум возможностей для решения широчайшего спектра задач при очень ограниченных ресурсах. ИТ отдел у таких предприятий состоит в среднем из пары человек, которые занимаются всей ИТ инфраструктурой. Поэтому им приходится разбираться со многими совершенно противоположными системами. Естественно, это влияет на скорость и качество внедрения новых сервисов.

Таким компаниям необходимы три вещи. Во-первых, максимально простая интеграция всех основных инфраструктурных систем без разделения на большое количество независимых модулей. Именно эта философия активно продвигается на всем спектре продуктов для среднего и малого бизнеса от Avaya. Во-вторых, максимально доступный и функциональный интерфейс управления инфраструктурой. Это можно увидеть во всех последних релизах Avaya IP Office. И, наконец, грамотная документация и поддержка на любом этапе от внедрения до эксплуатации. Тут могут помочь качественная документация от вендора и высококвалифицированные инженеры.

Кроме того, основной потребностью всегда был и будет компромисс между ценой, функциональностью и надежностью. Тут компания Avaya с решением IP Office может предложить базовые решения по максимально доступным ценам с возможностью тонкого «тюнинга» под различные потребности, начиная от мини колл центров и продолжая конференциями, интеграциями с мобильными телефонами и так далее.

Георгий Санадзе: Еще одной особенностью сектора является высокая степень подвижности, если так можно сказать о бизнесе. Крупные предприятия более предсказуемы и ИТ перемен в единицу времени у них происходит меньше. Таким образом, продукт не должен быть сложен в освоении и должен быть эластичным. Сегодня 100 абонентов в одном здании, завтра по 10 в десяти на распределенных площадках.

CNews: Какие тенденции рынка телекоммуникаций можно выделить сегодня?

Никита Иванов: Основным трендом является конвергенция многих каналов взаимодействия пользователей с классической телефонией. Это именно то, что сейчас особенно востребовано компаниями и на что особое внимание обращают производители.

В последние пару лет особенно активно продвигаются видео решения в различных проявлениях. Клиентам уже мало бесплатных решений в этой области (особенно в свете последних скандалов со слежкой) и они начинают обращать свой взор на платные продукты с возможностью установки на предприятии. Тут как нельзя кстати пришлось новое решение Avaya XT5000 IP Office Server, которое позволяет интегрировать видео решения в телефонию. Оно, по сравнению с крупными системами, продается по сниженным ценам и его инсталляция максимально упрощена для удобства пользования.

Ну и, естественно, очень многие интересуются возможностью объединения офисной телефонии с мобильным телефоном. Причем людям мало простой переадресации звонков. Они хотят и единый номер, и общий список соединений, общие контакты, VoIP телефонию. Все это сейчас можно развернуть на базе IP Office, а бесплатные приложения находятся в магазинах обеих платформ.

Георгий Санадзе: Я бы выделил две основные тенденции: BYOD и «облака». Говоря о первой, ИТ-специалисты активно ищут надежные решения для защиты сети от вторгающихся в корпоративное пространство мобильных устройств. Основная стратегия интеграторов здесь заключается в кооперации с сертифицированными российскими партнерами по обеспечению безопасности.

Что касается второй тенденции, то в России (да и во всем мире) именно малый и средний бизнес является «драйвером» процесса. Именно им в первую очередь остро нужен дешевый старт, 100%-я мобильность бизнес-площадки и полное отсутствие капитальных затрат. И все это может дать современное облако. Avaya внимательно следит за этой тенденцией. Так, IP Office R9 поддерживает виртуализацию и может уже сегодня быть размещен в ЦОД. В ближайшей перспективе эта система будет поддерживать облачное решение по OPEX модели.

Еще один тренд будущего – стирание границы между большим бизнесом и средним и малым сектором. Продиктовано это, в первую очередь, общемировой тенденцией к упрощению сложных задач. То есть малый и средний бизнес смогут позволить себе без затрат разработку и поддержку на своих площадках решений, традиционно ассоциирующихся с крупным бизнесом. Например, мультимедийные центры контактов с высокой степенью автоматизации или системы телеприсутствия.

CNews: Расскажите подробнее о решениях компании Avaya для малых и средних предприятий?

Никита Иванов: В сегменте малого бизнеса у Avaya есть АТС IP Office. Ее модульная архитектура позволяет гибко подбирать именно ту конфигурацию, которая нужна компании, не заставляя переплачивать за лишний функционал. Лицензионная политика позволяет предоставлять при необходимости расширенный функционал. Кроме того, есть возможности масштабирования. Именно это особенность позволила выйти на рынок среднего бизнеса с таким решением. За счет его построения по принципу «все в одном» удалось существенно увеличить интерес к нему.

Не стоит забывать и про то, что в последних версиях упрощена политика интеграции с системами Avaya Aura. Это позволяет компаниям объединять свои разрозненные филиалы. Кроме того, появилась уникальная возможность развития организации путем эволюции с 20 абонентов до десятков тысяч без замены оборудования. Ведь бывает очень обидно упереться в ограничение по количеству абонентов и понять, что то, что было куплено и модернизировалось, фактически можно выбросить. У Avaya процедура миграции максимально упрощена и не требует замены оборудования.

Политика по созданию одной платформы, на которой объединено множество сервисов, позволила существенно упростить обслуживание системы и удешевить решение. Небольшим компаниям понравится, если ради появления колл центра на два – три оператора с возможностью записи понадобится оплатить закупку тройки серверов. А потом еще платить за их обслуживание как в плане работы, так и электричества. Поэтому многие подобные организации начали задумываться о выгодах виртуального расширения серверов. На одной машине предприятие может запускать большое количество необходимых сервисов и приложений. Возможность поместить в виртуальную среду еще и АТС была бы очень кстати. В последнем релизе IP Office R9 появилась официальная поддержка средств виртуализации VMware со всеми ее функциями по увеличению надежности.

Кроме того, была проделана большая работа для того, чтобы максимально уменьшить порог вхождения. Было разработано множество полностью подготовленных к развертыванию систем, которые рассчитаны на разное количество пользователей. Это означает, что компания со штатом в 50 человек не обязана покупать такой же сервер, как предприятие, у которого 1500 сотрудников. Требования серверов подобраны под каждую конфигурацию пользователей. Начав с самой базовой конфигурации организация может постепенно увеличивать свои мощности и расширять возможности АТС по мере необходимости, тем самым распределив свои затраты во времени.

Ну и, конечно, средства VMware помогут в случаях, когда нужно быстро куда-то переместить серверы, обеспечить дополнительный уровень резервирования и так далее. Вообще функция виртуализация оказалась очень востребованной на рынке и с момента недавнего анонса уже успела многим полюбиться. Виден большой спрос на это решение, и можно прогнозировать его дальнейший рост.

Георгий Санадзе: Также для небольших и средний компаний есть решение Avaya Midsize Enterprise Solution (MES). Если экономически обоснованный старт для IP Office оценивается в районе 50 портов (но может вырасти и до 2000 абонентов), то разумная стартовая площадка для MES лежит в диапазоне 200–300 портов с возможностью роста до 2400 абонентов. Несмотря на «перекрытие», между этими продуктами нет противоречия. Они могут переходить один в другой в ходе развития, существовать параллельно, дополняя друг друга.

Стоимость решений принято оценивать показателем цены за порт. К коммуникационному серверу можно подключить базовые телефоны и тогда получается сумма в $50–80 за порт, а можно установить VIP аппараты и тогда стоимость увеличивается до $300–800 и даже выше.

Что касается TCO, то сегодня намечается общее снижение совокупной стоимости владения телекоммуникационными решениями. В первую очередь за счет «упаковки» сложных процедур по инсталляции и администрированию в дружелюбные интерфейсы. Вторая причина – аутсорсинг.

CNews: Эксперты отмечали, что в предыдущих решениях существовали проблемы масштабируемости. Были ли они решены? И также ходят слухи о проблемах интеграции IP Office с системами на базе Avaya Aura?

Никита Иванов: В девятом релизе IP Office возможности по масштабированию были увеличены до 2000 абонентов на систему (рост в 2 раза) и до 1500 на один сервер (рост в 3 раза). Это позволило существенно расширить рынок и предложить средним предприятиям рынок выбор между IP Office и Avaya Aura. Что касается интеграции, то, как уже было сказано, в девятом релизе введены новые политики по интеграции с системами Avaya Aura. Если раньше компании были вынуждены фактически отказаться от всего что есть для перехода под крыло большой системы, то теперь их не заставляют это делать. Мало того, появился выбор по степени интеграции. Одним больше придется по душе единая нумерация, но локальная настройка всех параметров, а другим полная жесткая централизация.