Разделы

Телеком Беспроводная связь

«БЕСЕДА-2013»: реинкарнация рынка фиксированного беспроводного доступа

Активное развертывание сетей 3G и 4G привело к росту рынка фиксированного широкополосного беспроводного доступа (ШБД). Как и почему изменилась его структура, рассказал CNews руководитель направления беспроводных технологий CompTek Станислав Рыбалко накануне конференции «БЕСЕДА». Напомним, что «БЕСЕДА» («беспроводные сети данных») – старейшая российская отраслевая конференция, посвященная фиксированному беспроводному доступу.

CNews: Какие тенденции характерны сегодня для рынка ШБД? Какова его конъюнктура?

Станислав Рыбалко: Рынок фиксированного ШБД – как мировой, так и российский – после значительного спада переживает возрождение, можно даже сказать реинкарнацию, ставшую результатом глобальных структурных изменений, затронувших весь рынок: и конъюнктуру спроса, и стратегии продаж и маркетинга, и позиционирование продуктов, которые появились в результате развития (т.е. опять же в некотором роде – изменений) технологий.

Изначально фиксированные системы ШБД были ориентированы на получение гарантированных сервисов высокоскоростного доступа, их главной технологической тенденцией считалось наращивание скорости передачи (следовательно, количества доступных сервисов), а также повышение надежности связи. Эти проблемы к настоящему времени практически решены. Но подобные системы (как базовые станции, так и абонентское оборудование) весьма не дешевы, а потому использовались главным образом корпоративным сегментом рынка.

Начавшаяся всеобщая мобилизация в период, когда сети 3G переживали пору юношества, породила технологии Mobile WiMAX, дав новый шанс производителям инфраструктурного оборудования ШБД. Однако в дальнейшем условия сложились так (не последнюю роль, возможно, здесь сыграл корпоративный сговор мировых производителей и операторов мобильной связи), что Mobile WiMAX была отодвинута на второй, а позже, с постепенным насыщением рынка гаджетами, на еще более дальний план – ей на смену пришла технология LTE. Это, наряду с активным распространением проводных технологий широкополосного доступа, привело к массовому уходу с рынка ШБД основных производителей оборудования и «усыханию» традиционного для этой технологии бизнес-сегмента.

Конечно, спорадический доступ с помощью гаджетов во всей зоне обслуживания мобильных сетей 3G/4G привлекателен, но тарифы на передачу больших данных весьма высоки, а пропускная способность сетей 3G/4G не превышает единиц Мбит/c. Кроме того, огромные объемы данных, которые желали бы гарантированно прокачивать пользователи смартфонов и планшетов, требовали большей производительности канала, чем могут обеспечить технологии HSDPA, HSPA+ и LTE, и более частого размещения базовых станций стоимостью десятки тысяч долларов (а для покрытия города нужны тысячи штук!). Тогда мобильные операторы и вспомнили о технологиях фиксированного доступа и даже о Wi-Fi, позволяющих разгрузить сеть, быстро развернув зону обслуживания, и обеспечить передачу трафика со скоростью десятки мегабит и даже гигабит в секунду, избежав перегрузки основной сети, а заодно снизить расходы на развертывание сетей 3G/4G (базовая станция фиксированного беспроводного доступа на порядок дешевле 3G/4G). Это одна из мировых тенденций, все больше затрагивающая и российский ландшафт.

CNews: А как изменилась структура рынка, продуктового и потребительского?

Станислав Рыбалко: Сегодня сформировалась чрезвычайно важная тенденция – сегментация рынка ШБД, которая связана с появлением на рынке нового дешевого (в полном смысле бюджетного) оборудования. А растущий спрос на такие системы фиксированного широкополосного доступа на массовом рынке привел к четкому структурированию продуктового рынка и формированию достаточно представительного сегмента частных пользователей. Сегодня рынок ШБД подразделяется на два сегмента: массовый и корпоративный.

На первом предлагаются дешевое оборудование (стоимость абонентского устройства примерно $100), обеспечивающее гарантированную связь на расстоянии до 12-17 км, хотя и не предоставляющее безграничное разнообразие сервисов. На втором – относительно дорогие системы, позволяющие получить широкий диапазон сервисов на гигабитных скоростях при расстоянии до абонента до 3-5 км. Обе категории систем могут работать как в безлицензионных (2,4 и 70 ГГц), так и в лицензионных (3,5 и 5-6 ГГц) диапазонах частот.

Что касается конъюнктуры рынка, то сегодня наиболее активен массовый сегмент, а на корпоративном рынке наблюдается снижение спроса со стороны традиционных потребителей (доступ к предприятиям и офисам), зато растет спрос со стороны проводных и мобильных операторов связи. Традиционные системы фиксированного доступа все чаще используются для передачи видео в системах видеофиксации (на трассах), видеонаблюдения (на бензозаправках, в карьерах и строительстве).

CNews: Какие из названных мировых тенденций присущи российскому рынку?

Станислав Рыбалко: Для нашей страны наиболее характерна тенденция спроса на дешевое оборудование ШБД для подключения абонентов за городом или в частном секторе, а также для видеонаблюдения в корпоративном сегменте.

Другая перспективная область – использование беспроводных технологий фиксированного доступа проводными операторами для предоставления доступа за городом. Пример: подключение коттеджных поселков.

А вот российские операторы мобильной связи пока заняты развертыванием сетей 4G-LTE, используя беспроводной широкополосный доступ в основном для подключения корпоративных клиентов вне городов.

Хотелось бы отметить еще одну тенденцию российского рынка: организацию ковровых зон покрытия беспроводной связью на территории ряда городов. Причем задачи решаются совершенно разные. Например, компания «Эр-Телеком» организовала покрытие Невского проспекта в Санкт-Петербурге на оборудовании Ruckus Wireless для повышения лояльности своих абонентов. Другой проект: компания «Леальта» развернула ковровое покрытие Wi-Fi в части домов Северо-Западного АО Москвы на недорогом оборудовании Ubiquiti для того, чтобы предложить абонентам очень недорогой тариф для подключения к сети интернет.

Но главная особенность современного российского рынка ШБД – четкое продуктовое разделение на две категории: дешевые системы для массового рынка с гарантированным, но не очень производительным доступом и ограниченным набором сервисов и дорогое высокопроизводительное оборудование операторского класса, обеспечивающее широкий спектр услуг.

CNews: Слова о развитии массового рынка означают, что ШБД дойдет и до сельской местности?

Станислав Рыбалко: В перспективе – безусловно. Ведь по последним данным переписи населения (Росстат, 2010 г.), там проживает примерно 26,5% населения страны – более 37,5 млн человек. Сельским жителям тоже нужен интернет, через сотовых или проводных операторов он доступен сегодня не везде и не всегда, да и стоит далеко не дешево. Современное бюджетное оборудование беспроводного широкополосного доступа – реальный шанс сократить цифровой разрыв.

Уже сейчас многие проводные операторы (в частности «Ростелеком») используют базовые станции фиксированного беспроводного доступа вместо затратной по цене и времени оптики, чтобы оперативно подключить удаленные населенные пункты, а потом спокойно прокладывать оптику. Есть и федеральные проекты, где можно применять ШБД: например, проект создания системы оповещения при чрезвычайных ситуациях.

CNews: Кто из производителей обеих категорий оборудования представлен на российском рынке?

Станислав Рыбалко: Наиболее ярким примером систем первой категории – для массового рынка – стали продукты компании Ubiquiti Networks. Ее оборудование беспроводного доступа AirMAX в пять раз дешевле существующего на рынке: абонентское устройство по цене $100 демонстрирует производительность в десятки Мбит/с. А на грядущей «БЕСЕДЕ» Ubiquiti впервые в мире представит систему UniFi 3.0, обеспечивающую гигабитный управляемый доступ на базе технологии Wi-Fi.

На «БЕСЕДЕ», кстати, будет мировая премьера еще одного продукта этой категории – Avenger от компании Cambium Networks (это компания, в которую было преобразовано подразделение Motorola Solutions после отделения от Motorola, чей флагманский продукт Motorola Solutions был хорошо известен на российском рынке – это система Canopy), что подтверждает статус «БЕСЕДЫ» как главного мероприятия на рынке беспроводного доступа. Оборудование Avenger отличается от Ubiquiti AirMAX большей пакетной производительностью и более широким спектром сервисов при одинаковой цене. Использование Avenger позволит операторам предоставлять абонентам практически все «горячие» услуги – от передачи данных до видео. Модельный ряд оборудования Cambium активно развивается; сегодня самые актуальные модели PMP450 (точка-многоточка), и PTP500 (точка-точка). Кстати, вторая мировая премьера от Cambium на «БЕСЕДЕ» – уникальная РРЛ PTP650.

Примером оборудования второй категории (дорогие высокопроизводительные системы) может служить решение EtherHaul FDD фирмы Siklu. Это еще одна мировая премьера на «БЕСЕДЕ». Полнодуплексная система Siklu EtherHaul FDD обеспечивает гигабитные скорости на расстояниях до 5 км. Система построена на чипсете собственной разработки, в котором заключена вся ее функциональность. Платформа ориентирована на работу в безлицензионном диапазоне частот – 70-80 ГГц и совместима с сетями 3G/4G.

Другой пример оборудования операторского класса (и опять – мировая премьера на «БЕСЕДЕ») – новое поколение оборудования доступа от лидера российского рынка компании InfiNet Wireless – система Ultimate. Она работает в диапазоне 5 ГГц и базируется на самых современных технологиях, обеспечивающих окологигабитные скорости на расстояниях в десятки километров.

CNews: А что нового, кроме беспроводных магистралей, предлагает рынок для мобильных операторов 3G/4G?

Станислав Рыбалко: Это, например, продукты компании Ruckus Wireless, которые ориентированы как на операторский рынок, так и на бизнес. Наиболее интересен интеллектуальный шлюз SmartCell Gateway. Это первый продукт для интеграции сетей Wi-Fi и 3G. И есть уже первые сети крупных сотовых операторов (в частности O2 Telefonica), которые применяют Wi-Fi для разгрузки самых проблемных участков своих сетей.

Правда, пока применение ШБД в гетерогенных сетях, сочетающих Wi-Fi с 3G/4G, осложнено проблемой аутентификации в зонах Wi-Fi, так как стандартное решение на базе sim-карты не всегда корректно поддерживается на абонентском смартфоне. Поэтому сегодня каждый оператор предлагает собственное программное приложение для смартфона или планшета, обеспечивающее защищенное и автоматическое переключение в зоны Wi-Fi этого оператора.

CNews: Какой, на ваш взгляд, наиболее интересный проект на базе ШБД был реализован в последний год для бизнеса?

Станислав Рыбалко: Таких, мне кажется, два, и оба на оборудовании InfiNet Wireless. Первый, думаю, «Карьеры», где были построены мобильные сети ШБД. Антенны абонентских устройств крепились на карьерных грузовиках и экскаваторах, обеспечивая видеосвязь во время погрузки, работы и движения.

Второй – организация видеонаблюдения на заправках, когда тысячи заправок по всей стране были объединены в одну сеть с помощью технологий беспроводного доступа.

CNews: Какой продукт ШБД Вы могли бы выделить для массового и для бизнес-потребителя?

Станислав Рыбалко: Выбор продукта – дело индивидуальное как для компании, так и для частного лица. Определиться можно на «БЕСЕДЕ», где будут представлены все сегменты рынка и состоятся четыре мировые премьеры новых систем ШБД. Там будут не только производители, но и операторы, там можно ознакомиться с характеристиками оборудования и поучаствовать в его тестировании, получить информацию о работе устройств из первых рук, от тех, кто их эксплуатирует. Все это поможет выбрать продукт, исходя из необходимой широты функций и наполненности кошелька.