Мобильные платежи: как это работает в России?
Весь прошлый год платежные системы США лихорадило: операторы связи создали венчурное предприятие, призванное потеснить с рынка таких монстров, как MasterCard и Visa в сфере мобильных расчетов. Однако недавно было признано, что эта идея была неудачной. Сегодня на рынок мобильных платежей выходят "Билайн" и "Альфа-Банк". Будет ли их стратегия более успешной, чем у американских коллег?Не правда ли, было бы прекрасно, если бы обладатели мобильных телефонов расплачивались с их помощью по счетам? Причем речь не идет о мобильном банкинге, который давно стал привычным, а о том, чтобы оплачивать товары и услуги непосредственно со счета мобильника.
Это отнюдь не фантастика, ведь сотовые операторы, несомненно, накопили обширную экспертизу в области обработки платежей и процессинга. Конечно, повсеместное внедрение этой технологии изменило бы привычный нам рынок до неузнаваемости. По данным Mercatus, 80% населения Америки в возрасте от 18 до 34 лет начнут пользоваться мобильными платежными услугами в следующие пять лет.
Наибольшие шансы на успех мобильных платежных систем реализуются в том случае, если когда операторы работают в тесном сотрудничестве с банковскими платежными системами
Уже в прошлом году американские бизнес-аналитики прогнозировали блистательное шествие этой технологии по рынку. Предполагалось, что данный тип платежей может взять на себя оборот в 1 млрд долл. Своего рода прорывом стало венчурное предприятие Isis, организованное компаниями AT&T, Verizon Wireless и T-Mobile. Основной задачей, которую ставили учредители перед новой компанией, было создание мобильной платежной системы, которая могла бы составить конкуренцию Visa и MasterCard.
Предполагалось, что в гипермаркетах трех городов США установят специализированные считывающие устройства, с помощью которых можно будет управлять своим мобильным счетом. В альянс вступила и Discover Financial Services, четвертый по величине игрок на американском рынке платежных систем. Эта компания должна была поддерживать транзакции.
По прогнозам, ритейлеры должны были встретить новый проект на ура, так как сотрудничество с платежными системами первой тройки зачастую оборачивалось значительными издержками.
Столкновение с проблемами
Несмотря на хорошие перспективы, в выпущенном в мае прошлого года докладе Федерального резервного банка Бостона перечисляется ряд трудностей, с которыми может столкнуться распространение новых платежных технологий. Во-первых, основная масса потребителей отличается значительной приверженностью старым "идеалам". Пока они не убедятся, что во всех магазинах, где они бывают, принимают мобильные платежи, перехода не произойдет. Также бостонские аналитики предсказывали сложности с выделением ресурсов на установку ридеров, ведь каждый из них стоил не менее 200 долл.
Не стоит забывать и о конкурентах. Visa и MasterCard развивают собственные системы мобильной оплаты. Например, MasterCard сотрудничает в этой области с производителями устройств, банками и разработчиками программного обеспечения во многих странах. На их стороне и другое преимущество: по данным The Nilson Report, на данный момент Visa и MasterCard занимают в совокупности долю американского рынка платежей в 2,45 трлн долл, что составляет 79% от всего рынка США.
Видимо, все это в совокупности приостановило развитие собственной платежной системы Isis. Компании – учредители решили переориентировать ее деятельность на создание универсального сервиса оплаты и в дальнейшем попытаться работать в союзе с ведущими платежными системами. Об этом было объявлено 4 мая текущего года.
И это правильный поход. Так, по последним исследованиям Portio Research, наибольшие шансы успеха мобильных платежных систем реализуются в том случае, если когда операторы работают в тесном сотрудничестве с банковскими платежными системами.
А как в России?
Вероятно, российские бизнесмены читали данное исследование Portio, потому что буквально в то же время начался вывод на рынок нового совместного предложения "ВымпелКома" и Альфа-Банка по выпуску банковских карт, привязанных к балансу мобильного телефона. Традиционно, мы подошли к проблеме мобильных платежей немного с другой стороны, но в конце концов – важен результат.