Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь

Российские операторы опоздали с глобализацией

Российский рынок сотовой связи фактически насыщен, его развитие замедлилось. Операторы подумывают о новых свершениях, о выходе в другие регионы. Но даже в Азии и Африке "мобильная" ниша занята. "Глобальная экспансия" на мировую арену вряд ли будет победоносной.

Несмотря на высказываемое ранее мнение аналитиков о замедлении темпов роста сотового рынка России, 2006-й год закончился на хорошей ноте. Финансово-экономические показатели компаний продолжили хотя и не взрывной, но значительный рост. Но, хотя абоненты покупают по второй (а кто-то и по третьей SIM-карте), а число пользователей сотовой связи в столичном регионе превысило 100%, эксперты уже который год твердят о необходимости выхода операторов на новые рынки.

За последние несколько лет российские операторы успели освоить страны СНГ, но легкость и спонтанность, с которой они выходили на эти рынки в начале века, сменяется настороженностью, неопределенностью, а порой и спорами скандального характера. В этом пространстве становится слишком тесно. События в Киргизии, где продолжается спор между таинственным "Резервспецметом", продавшим тут же купленные активы компании Sky Mobile, и МТС за права обладания местным оператором связи, указывают на то, что теплых мест под солнцем в постсоветском пространстве уже практически не осталось.

Cотовый рынок Вьетнама, несмотря на наличие четырех игроков, всe еще находится в зачаточном состоянии
Cотовый рынок Вьетнама, несмотря на наличие четырех игроков, всe еще находится в зачаточном состоянии

Казалось бы, следующим логичным шагом в попытках продолжения экспансии станут развивающиеся страны Азии и Африки. Но самые последния события скорее говорят о другой тенденции.

Увлеченный экспансией

Неожиданным событием для телекома России стала досрочная отставка президента МТС Василия Сидорова. Аналитики ставили ему в вину утерю контроля над финансовыми показателями из-за чрезмерного "увлечения" зарубежными приобретениями. Новый руководитель занял жесткую позицию, резко ограничив масштабы вливаний в инфраструктуру сетей и сокращая управленческий персонал. Первой из жертв стал "новомодный японец" i-mode. Проект, которому многие обещали успех в области доходов от неголосового трафика, умер после короткой рекламной кампании. И краткосрочные результаты жестких мер не заставили себя ждать – капитализация МТС в конце прошлого года достигла небывалых высот. Однако вопрос "Что дальше?" по-прежнему стоит на повестке дня.

Ведь было бы несколько странно утверждать о "чрезмерной" экспансии МТС в другие страны в период руководства компанией г-ном Сидоровым. Дальше просторов СНГ компания не продвинулась, а в турецком и египетском тендерах не смогла предложить решающую цену. Ничем не закончились давно озвучиваемые планы владельца МТС – холдинга "Система" – выйти на индийский рынок. В прошлом году появился слух об изменении курса – попытках договориться о приобретении части акций немецкого оператора Deutsche Telekom. Однако данная идея не встретила поддержки у правительства Германии.

Гораздо скромнее выглядел другой участник отечественной "большой тройки" – "Мегафон". Тлеющий конфликт акционеров явно не дает компании развернуться в более полную силу. Не действуя напрямую, а используя партнерские проекты, компания запустила или планирует к запуску небольшие сети в нескольких странах СНГ.

Соблазнительная Азия

Практически сенсационными выглядели события, связанные с другим участником "большой тройки" – холдингом "Альфа-Групп". Не так давно президент "Альфа-Банка" П. Авен заявил о планах по созданию крупнейшей телекоммуникационной компании страны. Это озадачило многих, но не внесло никакой ясности. Вспомнилось интервью газете Financial Times, данное пару лет назад главой "Альфа-Групп" М.Фридманом, где он говорил о планах по созданию глобального телекоммуникационного холдинга, однако с тех пор особо ничего примечательного так и не произошло.

Но в этот раз ситуация стала развиваться. В ноябре-декабре прошлого года управляющая телекоммуникационными активами "Альфа-Групп" компания Altimo заявила о планах по выходу на рынки Вьетнама и Индонезии, с открытием своих представительств в этих странах. Объявления совпали с двумя другими государственными событиями – визитом президента РФ В. В. Путина во Вьетнам и визитом президента Индонезии Юдойоно в Россию.

Выход на рынки стран с совокупным населением, почти вдвое превышающим число жителей России – это серьезная заявка на приобретение статуса крупного международного игрока. Ведь именно Азии (а затем и Африке) предстоит сыграть роль локомотива отрасли в этом и следующем десятилетиях. Но не все так безоблачно.

Во Вьетнаме в будущем году намечается приватизация двух государственных операторов. К этому процессу уже давно проявляют интерес крупные международные игроки. При этом надо иметь в виду, что экономика страны по темпу роста обещает обогнать китайскую, а сотовый рынок, несмотря на наличие четырех игроков, всe еще находится в зачаточном состоянии. Совокупность этих факторов сулит инвестору несомненный успех, но только при условии, что правительство страны выполнит свои обещания, а также не попросит за имеющиеся в его распоряжении активы чрезмерной цены. Пока же приватизация неоднократно переносились, даже примерные ее условия неизвестны, а недавний коррупционный скандал в Министерстве транспорта и связи Вьетнама может отодвинуть ожидаемое еще на неопределенный период. Между тем, другие участники рынка в регионе уже много лет держат руку непосредственно на пульсе, напрямую участвуя в его деятельности через утверждаемые государством краткосрочные партнерства (Comviq, Hutchinson) или досрочно открыв представительства, налаживая связи и изучая специфику (Telenor).