Разделы

Телеком

"Связь-Экспокомм 2006": не спасает даже ребрендинг

Впечатления от 18-го "Связь-Экспокомма" подтвердили давнее предположение о том, что рано или поздно интерес к этому мероприятию у отечественного телеком-бизнеса снизится окончательно и бесповоротно. Даже такое событие, как ребрендинг двух крупных игроков телеком-рынка: "Системы телеком" и Huawei, не смогло придать выставке былой яркости и размаха.

Андрей Артемьев, коммерческий директор "Авалком".

Авалком

CNews: Расскажите немного о компании, чем она занимается? Каковы ее цели участия в "Связь-Экспокомм-2006"?

Андрей Артемьев: "Авалком" работает на рынке беспроводных технологий как независимая российская компания с 1998 года и является одним из лидеров системной интеграции в направлении беспроводных решений. Речь идет как о построении систем широкополосного радиодоступа операторского класса либо корпоративных сетей, так и о реализации решений на базе радиорелейного оборудования. В связи с тем, что наша компания всегда позиционировалась и позиционируется исключительно на беспроводных решениях, в случаях, когда при реализации наших проектов возникает необходимость в каком-то дополнительном не профильном для нас оборудовании, мы активно привлекаем своих партнеров. В зависимости от ситуации в крупных проектах мы можем официально выступать в роли генерального подрядчика работ либо в качестве привлекаемой субподрядной организации, а также готовы просто помогать нашим партнерам, для которых направление беспроводных решений не является основным. Другими словами, одним из принципов нашей работы является девиз "Все для удобства заказчика либо партнера". С момента основания компании мы реализовали порядка сотни проектов.

На данной выставке "Авалком" в очередной раз демонстрирует свои возможности и оборудование, которое мы используем в проектах, а также фрагменты решений, которые уже реализованы или будут реализованы в настоящее время. В плане построения беспроводных сетей мы помогаем нашим заказчикам пройти все стадии – от формирования технического задания до сдачи сети в эксплуатацию. Полный комплекс работ по внедрению сети беспроводного доступа или радиорелейного оборудования включает в себя подготовку документов для получения частот, проектирование сети, поставку оборудования и его техническую поддержку, монтаж, инсталляцию и т.д.

CNews: С какими производителями телекоммуникационного оборудования вы сотрудничаете?

Андрей Артемьев: Если мы говорим про оборудование широкополосного радиодоступа, то в первую очередь следует отметить американскую компанию Aperto Networks и британскую Cambridge Broadband. Почему две компании примерно одного направления? Дело в том, что с точки зрения функциональности их оборудование несколько различается и ориентировано на решение различных задач. Так, если системы Aperto Networks ориентированы в первую очередь на сети абонентского доступа в широком понимании, то оборудование Cambridge Broadband является в большей степени магистральным и предназначено для сотовых операторов, для пользователей, которым нужны синхронные потоки и т.д.

В сегменте оборудования "точка-точка" есть два направления – радиомодемы и радиорелейные станции. Если мы говорим про радиомодемы, то речь идет об оборудовании той же компании Aperto Networks либо израильской Ceragon Networks. Если же речь идет о радиорелейных станциях, то они представлены оборудованием компаний Ceragon Networks и Microwave Networks. Так же, как в случае оборудования широкополосного радиодоступа, нами выбраны два производителя, потому что по некоторым позициям их продуктовые линейки не пересекаются и позволяют решать более широкий спектр задач.

CNews: Какова общая ситуация на рынке WiMax-систем? Насколько активно происходит их сертификация в России?

Андрей Артемьев: По состоянию на сегодня на рынке присутствует оборудование, которое имеет либо сертификат WiMax-форума, либо сертификат Мининформсвязи - в зависимости от технологической либо маркетинговой активности производителя. Ряд вендоров получает сертификат Мининформсвязи на оборудование, которое по названию созвучно с WiMax, но таковым не является в принципе. В этом случае весь расчет сделан на то, что потенциальный покупатель "клюнет" на название и начнет какие-либо действия по применению данного псевдо-WiMAX оборудования – это так называемый маркетинговый трюк. К сожалению, как показывает практика, с подобными ситуациями приходится встречаться довольно часто и, к еще большему сожалению, часть этого псевдо-WiMAX оборудования в дальнейшем никогда не станет подлинным оборудованием WiMAX. Т.е. фактически покупатель подобного оборудования становится заложником ситуации – не исключено, что построенная им сеть в дальнейшем так и останется "закрытой" сетью, не позволяющей использовать стандартное WiMAX-оборудование. И в этой ситуации покупателю придется либо смириться с этим, либо еще раз потратить деньги на полное переоснащение сети WiMAX-оборудованием. Если же мы говорим про компанию Aperto Networks, то в этом случае ситуация обратная. Этот производитель сначала получил на свое оборудование сертификат WiMAX-форума за номером 01- 0000000001 (Aperto стала первой компанией, которая прошла обязательную сертификацию в WiMax-форуме), а потом подал оборудование на сертификацию в Российской Федерации. К концу года мы надеемся иметь на руках оба сертификата – и Wimax-форума и Мининформсвязи.

Очень много производителей относят себя к разработчикам этого класса оборудования, хотя никогда не занимались этим направлением. Поэтому одна из задач, которая стоит перед нами на этой выставке, –попытаться рассказать, что мы знаем о WiMax, и обосновать свое видение перспектив развития этого направления. Первое, что мы сделали – это поставили "боевое" оборудование – сертифицированную WiMAX-форумом систему PacketMAX от Aperto Networks. Тем самым мы показываем, что уже существует сертифицированное WiMAX-оборудование, практически готовое к применению - что осталось лишь получить сертификат Мининформсвязи.

CNews: Вы упомянули о перспективах развития WiMax-систем. Каковы они в России, на ваш взгляд?

Андрей Артемьев: В настоящее время WiMax-форум рассматривает два диапазона частот на перспективное развитие – диапазон 3,5 ГГц, сертификация оборудования для которого уже идет, и диапазон 2,5 ГГц, который больше подходит для мобильных приложений. Но проблема российского рынка состоит в том, что диапазон 2,5 ГГц в нашей стране закрыт (пока, во всяком случае, он недоступен для получения "рядовыми" операторами услуг связи), а диапазон 3,5 ГГц практически везде уже разобран. Поэтому в самой ближайшей перспективе WiMax-бума в России ожидать, скорее всего, не приходится. Ну, разве что, если кто-то из операторов начнет активно переоформлять свои существующие разрешения.

CNews: Вдобавок к дефициту спектра недавно прибавилась еще одна проблема – отечественный регулятор ограничил мощность базовых станций и радиус их действия, мотивируя свое решение необходимостью создания конкурентной среды среди операторов…

Андрей Артемьев: По внешнему проявлению это решение направлено скорее не на усиление конкуренции, а в большей степени на выжимание с рынка некрупных альтернативных операторов. Ведь для покрытия какого-то города речь идет о десятках базовых станций, и если еще учесть затраты на получение частот, то небольшие операторы просто откажутся от идеи развертывания WiMax-сетей. Таким образом, новое постановление служит интересам крупных операторов, которые готовы вкладывать в закупку частот и оборудования большие деньги.