Когда важен голос, а не голосовые: что происходит на рынке IP-телефонии
За последние два года рынок корпоративных коммуникаций и IP-телефонии в России сильно изменился и продолжает трансформироваться. Чтобы обсудить эти тенденции, ИТ-компания «Инфосистемы Джет» вместе с производителями ПО и оборудования провели круглый стол «Векторы развития корпоративных систем IP-телефонии». Во время дискуссии вендоры обсудили, с какими типичными и с какими необычными задачами клиентов они работают, а также поделились мнениями о перспективных направлениях в отрасли.
Тренд на импортозамещение иностранного ПО и оборудования наметился еще в 2014 году, однако многие компании и сейчас продолжают пользоваться решениями вендоров, ушедших с российского рынка. Также компании столкнулись с необходимостью повысить требования к безопасности при разработке и внедрении систем для корпоративных коммуникаций в связи с постоянным ростом числа кибератак на бизнес. В этих условиях российские вендоры готовы предложить как миграцию с сохранением инвестиций в действующее иностранное оборудование, так и переход на отечественные разработки, соответствующие ожиданиям клиентов.
В продолжение дискуссии эксперты «Инфосистемы Джет», «Сател», «Агат-РТ» и «Протей Технологии» ответили CNews на пять вопросов об IP-телефонии в России.
В беседе приняли участие: Евгения Хижнякова, старший инженер-проектировщик центра сетевых решений «Инфосистемы Джет»; Роман Романов, руководитель центра программных разработок «Сател»; Рафаэль Сулейманов, руководитель коммерческого отдела «Агат-РТ»; Николай Куликов, «Протей Технологии», технический директор, кандидат технических наук.
CNews: Типичный профиль заказчика до 2022 года и после. Как изменился запрос рынка после 2022 года?
Евгения Хижнякова: Заказчики не изменились — изменился их подход к выбору решения с учетом ситуации на рынке. Они взвешенно оценивают российских вендоров, чтобы выбрать того, кто закроет их потребности.
До 2022 года мы в основном занимались развертыванием для наших корпоративных клиентов систем телефонии таких гигантов, как Cisco и Avaya. Это опытные вендоры с хорошей поддержкой и обучением, поэтому отечественными решениями тогда мало кто интересовался. Но Cisco и Avaya ушли из России, оставив после себя большой парк устройств, которые просто так сразу не заменить. Поэтому у нас появилось очень много проектов по локализации их сервисов и миграции на решения наших отечественных производителей с сохранением существующего оборудования. Кроме того, многие заказчики отделяются от иностранных материнских компаний, и им нужны собственные сервисы телефонии, интегрированные в свою ИT-инфраструктуру.
Обычно мы проводим аудит, а затем создаем дорожную карту, планируем и реализуем миграцию. За два года наши отечественные производители значительно усовершенствовали свои сервисы, научились работать со специфическими телефонами производства Cisco, Avaya и обеспечивать их поддержку. Это позволяет заказчикам сохранить инвестиции в оборудование.
Мы все понимаем, что рано или поздно это оборудование устареет. Поэтому вендоры предлагают разные подходы: можно доработать код и продолжать поддержку существующего парка устройств, а можно осуществлять их постепенную замену и плавно переводить абонентов на отечественные решения или на оборудование иностранных компаний, которые планируют развивать свое присутствие на российском рынке в долгосрочной перспективе.
Роман Романов: До 2022 года российский рынок IP-телефонии был ориентирован на крупные компании и государственные учреждения, которые использовали высококачественные системы от зарубежных вендоров, таких как Cisco и Avaya. Однако после 2022 года из-за санкций и ухода иностранных компаний начался массовый переход на отечественные решения. Уже в 2023 году 30% российских компаний перешли на отечественные IP-АТС, а к концу 2024 году ожидается, что половина предприятий полностью заменит свою инфраструктуру на российские аналоги. Кроме того, усилились требования к информационной безопасности и интеграции IP-телефонии с другими бизнес-инструментами, такими как CRM-системы, для эффективной работы в новых условиях.
Также следует отметить рост спроса на отечественные решения со стороны финансового сектора — крупные банковские и страховые компании стали серьезно рассматривать вопросы перехода на российские программные продукты, которые должны отвечать высоким требованиям с точки зрения пользовательского интерфейса, обеспечения информационной безопасности, а также гибкости самих решений.
Рафаэль Сулейманов: Портрет нашего заказчика глобально не изменился, запросы остаются такими же, заказчики нуждаются в надежном и понятном в управлении и эксплуатации оборудовании связи. Но в то же время заказчиков стало больше, приходят новые клиенты из коммерческого сегмента, которые использовали решения импортных производителей, эксплуатация которых становится невозможной. Где-то заканчивается лицензия, где-то нет возможности масштабировать АТС, где-то нет технической поддержки и т.д. Такие клиенты приходят с повышенными ожиданиями к уровню качества предлагаемых решений, технологий и сервиса. И это становится источником нашего постоянного развития и улучшения.
Николай Куликов: С нашей точки зрения, профиль заказчика принципиально не изменился, но сам рынок масштабировался. Мы видим, что интерес к нашей продукции существенно возрос после 2022 года, но общий подход наших заказчиков к решениям телефонии, видеоконференций и унифицированных коммуникаций практически не поменялся.
То есть запросов стало больше во всех сегментах: в операторском сегменте, в сегменте государственных заказчиков, спецзаказчиков. И, конечно же, в корпоративном сегменте. Всем нужны качественные отечественные решения с функциональностью, максимально близкой к тому, к чему привыкли наши заказчики. Мы стремимся удовлетворять эти требования. При этом сам профиль заказчиков остался прежним. Все ищут наилучшее, самое качественное и надежное решение.
CNews: Актуальность TDM-решений в 2024 году. Когда отказ от перехода с TDM-телефонии на IP-системы оправдан, а когда нет?
Николай Куликов: Вся связь базируется на принципе взаимного дополнения и поддержания предыдущих поколений. Мы видим, что на многих объектах, в том числе на объектах промышленности, сохраняются не то что TDM, а даже архаичные аналоговые системы связи. Это связано с множеством факторов, в том числе с дороговизной модернизации некоторых систем передачи данных либо невозможностью прокладки новых линий коммуникации.
Таким образом, переход от TDM к IP определяется технологической возможностью и стоимостью данной модернизации. Модернизация сама по себе, конечно же, никому не нужна. Всегда она преследует какие-то цели, то есть повышение качества, повышение функциональности, снижение издержек, в том числе на сопровождение работы той или иной системы.
Итого — есть объекты и абоненты либо какие-то технические устройства, перевод которых на IP-технологии просто нецелесообразен. Поэтому мы считаем, что еще долго будем наблюдать такие TDM-системы, и с ними нужно сопрягаться, их поддерживать, дожидаясь перехода на более прогрессивные системы, возможно, связанные с беспроводным доступом: 4G, 5G.
«Протей Технологии» активно работает и в этом направлении тоже. Мы считаем вполне допустимым для ряда технологий, так сказать, срезать круг, то есть не выполнять последовательную модернизацию по технологиям, а сразу построить что-то более новое.
Рафаэль Сулейманов: На мой взгляд, есть несколько причин, почему TDM-каналы актуальны:
- Потому что IP-телефония — это очень дорого либо ее технически сложно реализовать. Если смотреть в масштабе всей страны, в крупных городах России IP-телефония хорошо развита, но если смотреть на удаленные регионы, то плотность абонентов низкая, расстояния большие, в связи с чем организация сети передачи данных для такого маленького количества абонентов становится нерентабельной;
- Есть такие предприятия — горно-шахтная промышленность, угольная промышленность, атомная энергетика, силовые ведомства и т.д., где по регламенту должна присутствовать аналоговая связь. На этих объектах бывают удаленные участки или изолированные помещения, куда длина отвода линии от АТС до абонента может достигать несколько километров, а телефонный аппарат должен получать электропитание от АТС;
- Многие крупные компании для надежности используют альтернативные/резервные каналы связи на случай, если основной, например, IP-телефония, по каким-то причинам перестанет работать.
Евгения Хижнякова: TDM — это цифровая телефония, построенная на физическом оборудовании, а IP-телефония создается на базе виртуальных АТС, и их можно развернуть где угодно. Это более современное и перспективное направление. Если у клиента уже есть ЦОД с необходимыми инженерными системами, то виртуальные машины можно разместить непосредственно в нем. Связь в этом случае будет обеспечиваться по IP. А для TDM-решения необходимо установить и поддерживать работу еще и физических каналов телефонной связи. Тем не менее у них есть ряд преимуществ, которые для некоторых заказчиков становятся определяющими.
Если же говорить о надежности и отказоустойчивости, то здесь, с одной стороны, виртуальные системы эффективнее: если в ЦОД упал один сервер, то виртуальные сервисы автоматически переедут на другой. С физическим оборудованием так не получится: ремонт или замена займут время. С другой стороны, если IP-сеть откажет полностью, то и телефония перестанет работать. Это еще одна причина, почему некоторые заказчики выстраивают телефонию независимо от IP-сети — это прежде всего производственные предприятия, в том числе опасные. Им принципиально важно, чтобы телефония и другие системы оповещения работали бесперебойно. Поэтому на заводах часто используются TDM-системы связи.
При выборе системы связи все зависит от специфики индустрии и от требований конкретной компании. Традиционная телефония менее мобильна, при этом лучше защищена от кибератак, которые осуществляются через IP-сеть. Так что нельзя назвать TDM-решения окончательно устаревшими — заказчики с жесткими требованиями к безопасности иногда просят построить для них с нуля именно такие системы.
Роман Романов: В 2024 году TDM-решения постепенно теряют свою актуальность, особенно в крупных организациях, где требуется высокая гибкость и масштабируемость продуктов. Переход на IP-системы оправдан для компаний, стремящихся к улучшению качества связи и интеграции с современными цифровыми сервисами. Однако для небольших организаций с ограниченными бюджетами или специфическими требованиями TDM может оставаться приемлемым вариантом, если их существующая инфраструктура работает эффективно и не требует значительных изменений. Также наличие TDM-технологий может быть необходимо для компаний, использующих длинные телефонные линии для подключения удаленных абонентов по медным проводам.
CNews: Какое будущее у решений с открытым исходным кодом?
Рафаэль Сулейманов: В нашем сегменте предложения с открытым исходным кодом не распространены, поэтому их будущее довольно туманно.
Некоторых заказчиков привлекает бесплатность данного софта, однако бесплатность здесь весьма условная, потому что для реализации решения необходимо купить сервер, а для обеспечения качественной связи нужно выбирать хороший и надежный. Компьютерные системы нестабильны и подвержены вирусным и не только атакам, а значит, для гарантированной работы телефонии нужен еще и резервный сервер. Далее, для стыка с ТФОП, если, конечно, клиент не планирует использование чисто IP-решения, нужны платы компьютерной телефонии или IP-шлюзы, которые также стоят денег. После внедрения заказчик будет постоянно зависеть от поставщика, потому что обслуживать данное решение может только он. Как правило, такие компании зарабатывают на услугах.
Приведу еще пример из жизни. Бывают клиенты, которые решают создавать и программировать конфигурацию самостоятельно. В этом случае в компании должен быть в штате человек, обладающий серьезными навыками программирования и имеющий опыт работы с телефонией. Иначе внедрение новой телефонной станции может растянуться на годы. Стоимость содержания такого специалиста в компании достаточно высока. После завершения внедрения компания становится «заложником» этого специалиста, поскольку, кроме него, никто не знает, как все внутри сервера телефонии настроено и как работает. Увольнение такого специалиста обычно приводит к необходимости смены решения по телефонизации офиса. Иногда к нам приходят запросы от компаний, попавших в подобную ситуацию, и основное требование руководства в этом случае — понятность интерфейса настройки и возможность разобраться с АТС любому администратору.
Как итог, мы рекомендуем заказчикам смотреть полную экономику на планируемый срок эксплуатации с учетом приобретения необходимого оборудования и расходов, связанных с техническим обслуживанием.
Евгения Хижнякова: Решения с открытым исходным кодом — это отдельная ниша. Они пользовались и продолжают пользоваться спросом, поскольку более доступны, чем сервисы крупных вендоров. Тем не менее в этом случае нет гарантий качества от производителя, развитие продуктов происходит непредсказуемо и сложно осуществлять их поддержку.
Наши заказчики — это прежде всего крупные корпорации, которым необходим полный контроль над всеми процессами. Многие не готовы пользоваться даже облачными решениями, когда вся инфраструктура находится на стороне провайдера, а у клиента только оконечное оборудование. Если необходима On-Premise-система, развернутая полностью на стороне клиента, то мы работаем только с известными вендорами, у которых есть гарантии, поддержка и четкие планы по развитию. Наши вендоры всегда идут навстречу заказчикам и разрабатывают новые возможности с учетом их пожеланий.
Николай Куликов: Мы с коллегами сошлись на том, что мы не испытываем какого-то давления или серьезной конкуренции со стороны систем с открытым исходным кодом. Но также надо отметить, что наши отечественные регуляторы ужесточают требования к возможности использования подобного программного обеспечения.
Будущее у этих систем мы видим в возможности для прототипирования при создании более зрелых систем, которые используются у заказчиков, действительно заинтересованных в надежной качественной связи. Open-Source-решения вряд ли могут быть востребованными. Мы живем немножко в параллельных мирах, практически не пересекаясь.
Роман Романов: На сегодняшний день наличие открытого исходного кода является серьезным недостатком любого ПО — злоумышленники получают мгновенный доступ к поиску уязвимостей написанной программы и внесения вредоносного кода. Кроме того, отсутствует гарантированная ответственность в области долгосрочной поддержки и регулярных обновлений. Все это несет определенные риски для бизнеса в целом и для разработчиков в частности, поэтому, на наш взгляд, наилучший вариант развития — разработка ПО на основе закрытого исходного кода.
CNews: Замена ушедших вендоров. Стоит ли ждать полной совместимости с решениями Avaya и Сisco?
Роман Романов: Разработанные нашей компанией решения поддерживают протоколы западных производителей, в том числе Avaya и Cisco, что обеспечивает бесшовный переход на отечественные системы IP-телефонии. Однако говорить о полной совместимости российских и зарубежных разработок практически невозможно, поскольку все решения являются отдельными самостоятельными продуктами со своими конкурентными функциональными преимуществами, поэтому, на мой взгляд, острой необходимости в совместимости с решениями Avaya и Cisco нет, главное — это качественная IP-телефония с наилучшим набором функциональных возможностей и мобильностью.
Рафаэль Сулейманов: После ухода западных вендоров заказчики все чаще обращаются с запросом на интеграцию и сохранение существующих телефонных аппаратов. Желание не потерять инвестиции, вложенные в инфраструктуру, понятно, ведь замена всего парка телефонных аппаратов может обойтись в миллионы рублей, что по стоимости может быть в разы дороже, чем покупка новой IP-АТС. У нас в портфеле есть проекты по замене Cisco Call Manager с поддержкой некоторых моделей телефонных аппаратов Cisco, в том числе дополнительного функционала клавиши быстрого набора и сервиса AutoProvision для того, чтобы было удобно раздавать настройки через интерфейс АТС. Также в прошлом году мы поддержали несколько моделей цифровых аппаратов Siemens с проприетарным протоколом.
Евгения Хижнякова: Полной совместимости ожидать не стоит, но и отчаиваться по этому поводу тоже не нужно. Нет смысла переизобретать Cisco. Сейчас вендоры осуществляют максимальную поддержку существующего оборудования, но стоит иметь в виду, что эти телефоны устаревают и рано или поздно их придется заменить.
К примеру, одному из наших заказчиков, который раньше был частью международной корпорации, мы построили независимую инфраструктуру и мигрировали корпоративные сервисы, в том числе телефонию, с сохранением оконечного оборудования.
Если говорить о совместимости, то она важна не только для оборудования, но и для разных систем для совместной работы: ВКС, телефонии, работы с файлами. При создании унифицированных коммуникаций мы помогаем заказчикам подружить между собой решения разных вендоров.
Николай Куликов: Скажем прямо, полной совместимости ждать не приходится, особенно с решениями от Avaya, потому что для полной совместимости нужно движение с двух сторон. А если западные вендоры ничего со своей стороны не открывают, то и мы не сможем пройти этот путь целиком.
Нужно ориентироваться на собственные интересы, собственные возможности, а также понимать, что западные вендоры уходят в прошлое и рано или поздно от них нужно будет отказаться полностью. Это неизбежно. И цепляться за западное решение — это плохо. Какой смысл вкладывать силы и ресурсы в создание и поддержание того, что гарантированно будет отключено в обозримом будущем? Нужно решительно переходить на отечественные решения. Это самый верный и надежный путь развития.
CNews: Телефония отживает свое и скоро будут одни сплошные мессенджеры — или нет? Как, на ваш взгляд, будет выглядеть новый формат голосовых коммуникаций?
Николай Куликов: Мы исходим из того, что востребовано самими пользователями. В зависимости от их производственных задач нужно им самое разное. Иногда важно написать, иногда важно передать документ или картинку, или сделать видеопрезентацию, или позвонить и что-то обсудить голосом, или записать голосовое сообщение. Кто-то предпочитает общаться по гарнитуре, а кто-то признает только классическую телефонную трубку.
Современные технологии и платформы унифицированных коммуникаций ориентированы на то, чтобы дать своим пользователям самый широкий набор способов коммуникации, базирующийся на единой платформе, на одном и том же ядре. А пользователи уже сами могут выбирать, каким способом взаимодействия воспользоваться. Так что ничто не отомрет, а системы будут взаимодополнять друг друга.
Роман Романов: Несмотря на рост популярности мессенджеров, традиционная телефония не исчезнет полностью. Ожидается, что в будущем голосовые коммуникации будут интегрированы с мессенджерами и другими цифровыми платформами, создавая гибридные решения. Это позволит пользователям выбирать наиболее удобные каналы связи в зависимости от ситуации. Таким образом, новый формат голосовых коммуникаций будет сочетать в себе элементы как традиционной телефонии, так и современных мессенджеров, обеспечивая более широкий спектр возможностей для пользователей.
Рафаэль Сулейманов: Современные и надежные средства телефонии — это объективная необходимость, они еще долго будут сохранять свою актуальность. Голосовая связь на сегодня остается наиболее востребованным и оперативным средством коммуникаций. Во-первых, во многих компаниях это вопрос соответствующей регламентации, во-вторых, вопрос безопасности и достоверности получения сообщения.
Евгения Хижнякова: Если говорить о телефонии как о передаче голоса, звука на расстоянии, то я думаю, что она перестанет существовать, только если мы перестанем разговаривать друг с другом. А пока мы хотим слышать собеседника, телефонные сети продолжат нас в этом поддерживать. Меняться будет только способ передачи звука: мы перешли от аналоговой телефонии к цифровым системам, а затем к IP-телефонии. И новые технологии не заставят себя ждать. Что касается мессенджеров — это удобно, но обмен голосовыми сообщениями не заменит живой разговор с горячим обсуждением.
При этом звонки — это лишь один из необходимых каналов взаимодействия в корпоративных коммуникациях. В перспективе все каналы будут объединены на единой платформе, где будет возможность звонить, проводить видеоконференции, обмениваться файлами, работать над проектами на общей доске и т.д. Подобные проекты активно развивают западные вендоры, такие как Microsoft и Cisco. В России мы сейчас тоже видим тенденцию к созданию именно унифицированных коммуникаций, которые объединяли бы в себе все необходимое, как швейцарский нож. В шоуруме «Инфосистемы Джет» в Москве, где мы провели круглый стол по IP-телефонии, как раз можно протестировать решения телефонии, ВКС и унифицированных коммуникаций от российских вендоров.