Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь Проводная связь Беспроводная связь

Анатолий Никулин: Абонентам не интересна традиционная телефония

За текущий год многое изменилось на телекоммуникационном рынке – прошли реформы законодательства, заработали новые принципы взаимоотношений с присоединенными операторами, на рынке дальней связи появились новые альтернативные игроки. О проблемах, с которыми пришлось столкнуться компании, и их решении в интервью CNews рассказал генеральный директор компании "Сибирьтелеком" Анатолий Никулин.

CNews: О каких ключевых явлениях, на ваш взгляд, можно говорить, анализируя ситуацию на телекоммуникационном рынке России в 2005 году и первой половине 2006 года?

Анатолий Никулин: События, происходившие на стыке последних двух лет, перелистнули целую страницу в отечественной истории развития связи. Произошло реформирование отрасли в свете реализации закона "О связи" и изменения законодательства, заработали новые принципы взаимоотношений с присоединенными операторами, на рынке дальней связи появились новые альтернативные игроки. Все это не могло не отразиться на работе нашей компании. В начале 2006 года мы провели договорную кампанию с присоединенными операторами и пользователями услуг, а это колоссальная работа, учитывая, что в Сибирском регионе работает свыше 450 операторов услуг связи, и у нашей компании миллионы абонентов.

В планах компании - до середины 2007 г. установить около 100 хот-спотов Wi-Fi в аэропортах, вокзалах, гостиницах крупнейших городов
В планах компании - до середины 2007 г. установить около 100 хот-спотов Wi-Fi в аэропортах, вокзалах, гостиницах крупнейших городов

Ключевым событием этого года стала реализация принципа "платит звонящая сторона". Эта законодательная инициатива поставила операторов фиксированной связи в равные условия с сотовыми. Вместе с тем, всем операторам связи пришлось выстраивать механизм взаиморасчетов, заключать соответствующие договоры и настраивать автоматические системы расчетов, а для абонентов вести разъяснительную информационную работу. Для "Сибирьтелекома" и наших сотовых операторов это тоже потребовало немало усилий, интеллектуальных и технических, но считаю, что мы преодолели рубеж нововведения успешно.

Впереди – еще одно важное событие, к которому мы готовимся заранее. В конце года планируется вводить новые дифференцированные тарифные планы на услуги местной связи, и сейчас мы разрабатываем кампанию по информированию наших абонентов, чтобы они смогли сделать правильный выбор.

CNews: Каковы на ваш взгляд перспективы развития беспроводных технологий в регионе?

Анатолий Никулин: Перспектива, на наш взгляд, заложена в двух технологиях - Wi-Fi и Wi-Max. В планах компании до середины 2007г. установка около 100 хот-спотов Wi-Fi в таких местах сосредоточения спроса, как аэропорты, вокзалы, гостиницы крупнейших городов региона. На настоящем этапе развития данная программа рассматривается нами как имиджевая. Потенциал у технологии есть, есть наша заинтересованность предложить услугу абонентам, но в ближайшем будущем не планируем делать на нее серьезную ставку. Что касается Wi-Max, то мы намерены получить радиочастоты во всех регионах нашего присутствия. Сейчас мы ожидаем решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении радиочастот для использования технологии Wi-Max. При решении всех вопросов, перспективы у этой технологии могут быть сопоставимы с прорывом в развитии сотовой связи.

CNews: Как вам удается противостоять крупным московским сотовым операторам? В каких стандартах будет проходить развитие сотового бизнеса?

Анатолий Никулин: Сегодня сотовый бизнес "Сибирьтелекома" обслуживает более 2,7 млн. абонентов. Основная ставка делается на стандарт GSM. В трех регионах – Красноярском крае, Иркутской области и Республике Бурятия наши рыночные позиции лучше, чем у федеральных операторов. Более того, аналитики подтверждают опережающие темпы прироста абонентской базы наших ведущих компаний в сопоставлении с федеральными. Пик массовых подключений пройден, и уровень проникновения на рынке услуг стандарта GSM не будет существенно меняться. Ключевыми задачами текущего и следующего года является расширение спектра дополнительных услуг, разработка новых тарифных планов и дальнейшая сегментация рынка по категориям пользователей. Планируем начать реализацию проекта конвергенции услуг фиксированной и мобильной связи на основе интеллектуальной платформы. Это позволит обеспечить лояльность со стороны абонента и более гибкую модель взаимодействия сетей.

CNews: В 2005 году компания вывела на рынок торговую марку Wellcom. Чем было обусловлено решение выделить услуги сотовой связи стандарта CDMA 1X под отдельной маркой?

Анатолий Никулин: Кроме стандарта GSM, нами активно развивается и стандарт IMT-MC 450 (CDMA 1X). Уже в трех регионах – Красноярском крае, Иркутской и Томской областях под торговой маркой "Wellcom" услуга предлагается.

В отличие от GSM, CDMA - это качественно другая услуга, и особенно это будет заметно с момента расширения стандарта до уровня EV-DO, которая позволяет передавать данные с существенно более высокой скоростью. Это соответственно и иной сегмент потребителей – прежде всего, бизнес-сектор. Следовательно, и иной уровень ARPU. Поэтому создание отдельной торговой марки, отличной от массовых брендов стандарта GSM, оправдано. Очевидно также и то, что создание единой торговой марки "Wellcom" - это и путь снижения издержек на ее разработку и продвижение.

CNews: В этом году компания стала наиболее активно продвигать свой новый продукт - цифровое телевидение в Новосибирске под маркой Webstream. Каковы на ваш взгляд перспективы развития услуг IP-TV в России на ближайшие годы?

Анатолий Никулин: "Сибирьтелеком" делает серьезную ставку на развитие широкополосного доступа в интернет. Сегодня у компании более 4 млн. абонентов фиксированной связи и использование такой весомой "последней мили" открывает компании новые перспективы по развитию доступа к сети интернет. Чтобы подчеркнуть новизну услуги, более четко ее сегментировать, менеджмент компании принял решение по внедрению самостоятельного бренда Webstream для услуг широкополосного доступа и принял комплекс мероприятий по его продвижению. В октябре 2005 г. под брендом Webstream наши филиалы начали предоставлять услуги доступа к сети, а с мая 2006г. в Новосибирске начато предоставление услуги IP-TV под торговой маркой Webstream-TV.

Сейчас на Webstream-TV транслируются 26 каналов и 3 радиостанции. Мы ведем постоянную работу над усовершенствованием функционала услуги. Интерактивность даст Webstream-TV группу преимуществ над традиционным кабельным телевидением: абонент сможет воспользоваться "видео по запросу", записать важную трансляцию на виртуальный видеомагнитофон и т.п. В обозримой перспективе планируем расширить список каналов, предложить интерактивные игры, а с использованием приставки set-top box абонент сможет смотреть Webstream-TV и выходить в сеть интернет без компьютера. В наших планах предложение максимального перечня услуг, которые заложены в технологию IP-TV.

Развитие IP-TV, безусловно, зависит от общей абонентской базы пользователей широкополосного доступа, поэтому наша задача состоит в активном продвижении как самого доступа к сети, так и соответствующего контента. Опыт, полученный в процессе реализации Webstreаm-TV в Новосибирске, будет использован в других наших филиалах.