CNews FORUM 2010: сегодня ИТ уходят в облака, а завтра станут частью ЖКХ
CNews FORUM 2010 состоялся 10 ноября в Москве. Он проводится уже третий раз, и в этом году собрал рекордное число участников: на него пришли около 1000 человек. Особое внимание посетителей привлекли специализированные секции и, конечно, панельная дискуссия, темой которой стал вопрос о предприятии будущего – каким его видят ИТ-руководители в 2015 году."Первая область, которую будет завоевывать "электронный голос" - это работа фронт-офиса, технология работы с клиентами. К 2015 году, думаю, можно будет заменить большинство операторов в call-центрах. Ответы на наиболее распространенные вопросы, прием заявок, достаточно сложные справочные системы однозначно можно будет автоматизировать", - сказал Дырмовский. О том, каким может стать через 5 лет сам персональный компьютер рассказал Ринат Юсупов, заместитель генерального директора Kraftway: "Сегодня ПК страдают настоящей анорексией – они стремительно худеют, вплоть до полного исчезновения. И поскольку постоянно развиваются различные интерфейсы, скорее всего, мы постепенно уйдем от монитора и клавиатуры, перейдем к другим способам взаимодействия с виртуальной средой. В этом случае ПК действительно превратится в ненужный камень.
Но, по мнению Юсупова, полной смерти персональных устройств не произойдет. Ведь что такое предприятие? Это локальное сосредоточение бизнес-процессов. И в нем находятся люди, которые выполняют эти процессы, то есть автоматизировать абсолютно все невозможно. В любом случае, вокруг человека будет создаваться некая виртуальная среда, состоящая из комплекса устройств, которые будут с человеком взаимодействовать. Персональные устройства не могут исчезнуть совсем, вместо них появится некий класс новых устройств".
Секция "Облачные технологии": технология или стиль жизни?
В последнее время тему облачных технологий не понимает только ленивый. Постарались ее раскрыть и на CNews FORUM. На секции были представлены доклады как провайдеров, так и потребителей данных услуг из различных отраслей ИТ. Большая часть экспертов сошлись во мнении, что облака чрезвычайно перспективны сегодня, однако их развитие в России затруднено серьезными проблемами как психологического, так и технологического плана.
Так, Cергей Никифоров, глава представительства СА Technologies в России и СНГ, в своем выступлении отметил, что облака — это новый способ доставки и потребления технологий, и добавил, что косвенно это подтверждается проведенными компанией региональными исследованиями на ИТ-рынке. По мнению господина Никифорова, в России в сфере облачных технологий пока не наблюдается синергетики между бизнесом и ИТ, поэтому надо искать пути к их сближению.
Докладчик предложил два пути формирования облачных вычислений: эволюционный и революционный. Первый — это реформирование ИТ-сектора, в результате которого ИТ-компании превращаются в неких сервис-провайдеров, а облака подталкивают их к формированию систем управления поставками этих сервисов. Второй путь — революционный, когда в облака помещаются не сервера, а сервисы. Это так называемые композитные облачные решения.
В заключение Сергей Никифоров ответил на собственный вопрос: "Облака — это технология или стиль жизни?", заданный в начале выступления. По его мнению, это изменение подхода к потреблению аутсорсинга.
Взгляд на облачные вычисления оператора связи раскрыл Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента "Вымпелком". По его мнению, у облачных вычислений в России большое будущее. В подтверждение были представлены следующие цифры. По заявкам опрошенных "Вымпелкомом" клиентов, 78% компаний готовы использовать SaaS, при этом 51% считает, что благодаря SaaS можно сфокусироваться непосредственно на бизнесе, а 49% полагают, что SaaS должен помочь им решить проблемы со своими ИТ. Господин Назаров считает, что для предоставления качественного SaaS потребителю оператору необходимо еще очень серьезно поработать. В частности, он должен обеспечивать режим "24х7" и возможность резервирования каналов, обладать сетями с высокой пропускной способностью, иметь географическое присутствие, поддержку и т. п. Кроме того, оператор обязан уделять должное внимание дистрибуции, возможности резервирования и онлайн-копирования данных, хранения клиентских конфигураций.
Чисто технических, а скорее даже теоретических моментов касалась презентация Валерия Корниенко, руководителя направления развития сервисных услуг IBM. В своем докладе спикер остановился на трех моментах: теоретическом понимании, что же такое облачная модель вычислений, каким образом она строится у заказчиков и как это коррелирует с процессами, происходящими сегодня в России.
Докладчик напомнил о трех основополагающих факторах, присущих облачной модели, — виртуализации, стандартизации ИТ-сервиса и автоматизации услуг. Он рассказал также об уровне оказания последних, особо отметив относительно новые направления — "бизнес-услуги как сервис" и "места для обмена бизнесом как сервис", и подчеркнул их преимущества.
"Подводным камням", присущим проектам виртуализации и облаков, посвятил свое выступление Антон Жбанков, старший администратор инфраструктуры ИБС в Центральном филиале компании "Мегафон" города Нижний Новгород . Так, сперва спикер отметил, что виртуализация не бывает абстрактной, поэтому ни в коем случае не стоит путать виртуализацию серверов и десктопов, производящуюся разными командами и с различными подходами. Затем господин Жбанков остановился на проблеме общения с пользователями, рассказав, что необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности (как технические запросы, так и психологическое состояние) каждого клиента. Напомнил докладчик и о том, что надо принимать во внимание и нюансы в сертификации Microsoft, поскольку средства, сэкономленные на облаках, могут уйти на лицензию.