CNews FORUM 2010: сегодня ИТ уходят в облака, а завтра станут частью ЖКХ
CNews FORUM 2010 состоялся 10 ноября в Москве. Он проводится уже третий раз, и в этом году собрал рекордное число участников: на него пришли около 1000 человек. Особое внимание посетителей привлекли специализированные секции и, конечно, панельная дискуссия, темой которой стал вопрос о предприятии будущего – каким его видят ИТ-руководители в 2015 году.Докладчиком было отмечено, что к достоинствам СПО с точки зрения, например, пользователей можно отнести получение ими полных (неэксклюзивных) прав на продукт, бесплатность лицензий, уменьшение издержек на управление "правами ИС" и множество предложений СПО на рынке. Господин Новодворский добавил, что если в этом же разрезе говорить о проприетарном ПО, то среди его сильных сторон можно выделить единого поставщика и возможность исключения конкурентов из числа пользователей заказного продукта. Среди нескольких спорных вопросов докладчик выделил, прежде всего, безопасность, отметив, что, по его мнению, СПО, безусловно, отличается ее высоким уровнем.
Секция "Информационная безопасность": защита данных – защита бизнеса
На секции "Информационная безопасность" во вступительном докладе было отмечено, что по данным исследования CNews Security, рынок ИБ практически не пострадал, в отличие от рынка ИТ в целом. Причина такого положения в том, что ИБ – это фактически страхование от будущих рисков, и этот сектор не подвержен прямому влиянию кризиса. В отличие от других направлений, где в "тучные годы" выручка зашкаливает (потому что у заказчиков появился бюджет), а в "худые" - проваливается ниже всяких прогнозов (потому что бюджеты исчезают), вложения в информационную безопасность развиваются гораздо более плавно. Совокупная выручка 30 ведущих российских компаний в секторе ИБ (рейтинг Топ30 CNews Security) росла на протяжении всех последних лет, причем практически в линейной зависимости. Если в 2006 г. она составляла 9 млрд руб, то в неблагополучном 2009-м увеличилась до 33 млрд руб., что на 37% больше, чем в сытом 2008-м.
Как отметил в своем выступлении Вячеслав Медведев, менеджер отдела развития компании Dr.Web, закон о защите персональных данных (ФЗ №152) создал немало проблем для компаний, помимо общеизвестной - нехватки средств для установки требуемых защитных средств. "Закон очень неконкретный, нет квалифицированных людей, которые смогли бы обеспечивать его выполнение, рынок услуг в этой области не развит, а специальные тестовые центры отсутствуют", - отметил Медведев.
Другой докладчик, Михаил Савельев, менеджер проектов DDoS Kaspersky Lab Russia, сообщил, что защита от DDoS-атак, сегодня вошла в топ-5 угроз для ИБ, а одним из самых главных каналов доставки вредоносного ПО стали популярные социальные сети, такие как Facebook, YouTube, Twitter . "Вирусописательство очень сильно коммерциализировалось в последнее время. Авторы вирусов хотят получать деньги за свой нелегкий труд. Пример – недавняя эпидемия SMS-локеров и фальшивых антивирусов. Все это попытки монетизации, но это только вершина айсберга", - отметил докладчик. Савельев рассказал, что рынок спама уже давно поделен его операторами, новых игроков там не ждут. Зато для злоумышленников есть другие направления экспансии, например, кража данных, поисковый спам, DDoS-атаки.
В целом, по прогнозам CNews Security, затраты заказчиков на ИБ будут снижаться и становиться более предсказуемыми, а также произойдет унификация требований регуляторов в разных странах. Также, и это уже прогноз Gartner, появятся новые быстрорастущие сферы ИБ. Если в 2010 г. мейнстримом была технология защиты баз данных, то к 2013 г. настоящим хитом станет защита мобильных данных. Это огромный рынок, и разработчикам ИБ нужно обратить на него самое пристальное внимание.
Секция "Банки": oптимизация по-новому
В ходе работы секции "Банки" было отмечено, что этот сектор восстанавливается после кризиса и возвращается к прежним аппетитам на ИТ. Тем более, что тренд-сеттером здесь стал кардинально меняющийся "Сбербанк", который активно инвестирует в ИТ по самым разным направлениям: от строительства собственного ЦОДа и одного из самых масштабных внедрений CRM до развития интернет- и мобильного банкинга.
Понятно, что банки испытывают постоянный прессинг: экономический, социальный, психологический. Постепенно меняется портрет их главного клиента и, соответственно, меняются его приоритеты. На смену старшему, более консервативному поколению потребителей приходит новое, более мобильное, активное, готовое пользоваться большим количеством банковских продуктов, но предъявляющее и более жесткие требования к формату и качеству их предоставления.
Банк будущего – это, разумеется, банк клиентов. Необходимо не просто подстраиваться под их запросы, но стараться предугадывать их. Либо, наиболее прогрессивные и агрессивные могут попробовать сами их сформировать - по аналогии с тем, как действует, например, компания Apple, комментирует Константин Меденцев из "Альфа Банка", где ИТ-служба начинает примерять под себя lean-методики в целях повышения эффективности. Вообще, в этом году продукция Apple, быстро проникающая в среду топ-менеджеров, с одной стороны, и самых активных и чутких до инноваций потребителей, с другой стороны, заметно подстегнула рынок банковской информатизации с точки зрения мобилизации - сервисов и приложений. Те услуги, которые предлагает банк, должны быть доступны и удобны для пользования с сенсорных устройств, считает Алексей Широких, вице-президент по ИТ "Газпромбанк".
Ставка на мобильных клиентов оправдана во всем мире. Согласно данным исследования Mercatus, уже к 2015 г. число клиентов мобильного банкинга превысит число пользователей онлайн-банкинга. Кстати, именно эти мобильные клиенты являются наиболее привлекательными для финансовых институтов: они молоды и активны, получают наибольший доход, используют больше банковских продуктов.
Другая проблема в том, что сегодня банковские продукты (услуги) может предоставлять не только банк. Постепенно его розничный бизнес теснят конкуренты из смежных отраслей (и наша страна здесь отнюдь не выпадает из глобального тренда, пытаясь адаптировать соответствующим образом, например, деятельность Почты России).
Чтобы удержать свои позиции в будущем, банкам сегодня необходимо предпринять массу усилий - и в правильном направлении. С точки зрения ИТ, это подразумевает построение более гибкой и динамичной инфраструктуры, считает Алексей Широких. А сама ИТ-служба банка, по словам Андрея Висящева, председателя правления ГК ЦФТ, должна превратиться из команды специалистов по технологиям в команду специалистов по стратегическому развитию. Тем более что, как утверждает Алексей Катрич (банк "Траст") банковские ИТ-шники никуда не денутся до тех пор, пока российский рынок ИТ-услуг не сформирует для этой отрасли адекватного аутсорсингового предложения как с точки зрения цены, так и с точки зрения глубокого понимания специфики бизнес-процессов.
Презентации участников форума