CSTB-2007: платное ТВ вытесняет эфир
9-я международная выставка CSTB – 2007, которая состоялась в начале месяца, подвела итог очередного этапа в развитии платного ТВ. Цифровое телевещание неминуемо вытесняет традиционное, консолидируется, создает новые сети, внедряет оригинальные сервисы и является отличной площадкой для инвестиций.В соответствующей секции конференции были подняты темы, актуальные для современного состояния отрасли. В целом доклады касались тенденций развития сетей кабельного телевидения, раскрывали суть новых сервисов и решений, рассказывали о перспективах регионального внедрения мультисервисных сетей. Руководство компании "Телеросс" поделилось своим опытом модернизации кабельных телесетей в Мурманске, а "Контур-М" раскрыла секреты внедрения цифрового ТВ в форматах DVB-C и IPTV в Чебоксарах.
Стенды федеральных предприятий, как всегда, пользовались популярностью
В Мурманске за год были построены новые распределительные сети в домах, где раньше было лишь 4 телеканала с коллективной антенны. Понятно, что местные жители с радостью приняли новое предложение: уровень проникновения составил 60-70%. За прошлый год абонентами новой сети стали около 40 тыс. домохозяйств (36%). В перспективе мурманская мультисервисная сеть охватит весь город (80% к следующему году).
Темпы развертывания кабельной сети в Чебоксарах также производят впечатление: 125 тыс. жителей города теперь могут смотреть 60 кабельных каналов, 28 из которых в формате DVB-C. Значительно продвинулось и тестовое внедрение IPTV: к 12 каналам этого типа ТВ теперь могут подключиться 5 тыс. абонентов.
Среди строгих и в чем-то скучноватых, однообразных стендов участников, имеющих отношение к рынку кабельно-проводниковой продукции, точка компании "Эликс-кабель" выделялась необычно оформленными образцами кабелей и оригинальным цветовым решением стенда.
Все участники мероприятия подчеркивали рост популярности мультисервисных сетей. Такие сети на базе технологии IP/MPLS для передачи данных, голоса, видео, выгодны и удобны тем, что позволяют использовать универсальный транспортный протокол, на основе которого работает большинство приложений.
Также отмечался факт высокой стоимости построения высокопроизводительных мультисервисных сетей. Однако российские заказчики предпочитают использовать свою сеть, а не пользоваться арендованной. Специалисты связывают такую ситуацию со все еще недостаточным развитием рынка этих сервисов, с одной стороны, и с высокими требованиями к уровню ИБ, с другой.
Тем не менее, из докладов конференции стало ясно, что даже самые крупные российские организации в большей или меньшей степени все же используют арендованные каналы или отдельные элементы инфраструктуры.
Таким образом, современная распределенная мультисервисная сеть – это некая совокупность сегментов, соединенных между собой с помощью арендуемых каналов. Их объединение осуществляется с помощью узлов, обеспечивающих доступ к услугам IP/MPLS.
Конечно, звучала и мысль о перспективах развития мультисервисных сетей. Их связывают с так называемыми сетями BcN (Broadband convergence Network), объединяющими концепцию сетей следующего поколения (NGN), сенсорных сетей и широкополосного мультисервисного доступа. В совокупности они позволяют интегрировать в свою инфраструктуру фактически все: диспетчеризацию, обслуживание, управление системами жизнеобеспечения зданий и потоки различных типов данных.
Платное ТВ в России
По мнению участников круглого стола "Платное телевидение в России", этот тип сервисов в нашей стране по перспективности и качеству контента давно опередил традиционную систему вещания. С этим утверждением можно соглашаться или не соглашаться, однако круглый стол получился более чем авторитетным: в нем приняли участие специалисты в данной области и крупные рыночные игроки. Они попытались заглянуть в будущее платного ТВ – и нашли его почти безоблачным. Динамика развития их тоже порадовала, а вот отечественный контент не внушил доверия.
Основным процессом, наблюдаемым на рынке платного ТВ в среднесрочной перспективе, была названа консолидация. По прогнозам, планируемый рост абонентской базы в 2007 - 1,5-2 раза. Истоки такого интенсивного развития следует искать в создании новых сетей, с одной стороны, и в слияниях и поглощениях, - с другой. Вообще, аналитики обещают рост почти угрожающий: инвестиции в платное ТВ увеличатся в три раза, а средний доход с абонента – в два.
Отмечаемое повышение инвестиционной привлекательности происходит за счет увеличения доходов в стране и отчасти за счет роста числа сервисов и их одновременного удешевления. Здесь хотелось бы привести статистику со слов Юрия Припачкина, президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР). По его выкладкам, на данный момент три четверти жителей страны являются пользователями кабельного ТВ. Причем это не только в столичном регионе, но и в провинции. Статистика, с одной стороны, обнадеживающая, с другой же – довольно печальная, ведь в странах Европы число пользователей "кабеля" составляет около 90%.
Многие эксперты высказывали несколько критическое отношение к политике государства в области телерадиовещания. Она характеризовалась как устаревшая, тормозящая темпы развития. Констатировалась необходимость коренной переработки законодательства.
Отмечалось, что растущая конкуренция между операторами работает на руку абонентам: позволяет получать услуги по невысокой цене, но отличного качества.
Представители АКТР высказывали озабоченность формированием социального пакета для ТВ. Ведь без кабельных сетей решить этот вопрос вряд ли удастся. Также неоднократно поднималась связанная с предыдущим вопросом проблема контрафактной продукции, ведь раздача бесплатных STB может вызвать взрыв видеопиратства.
Если говорить о планах стратегического развития, то большинство специалистов говорило о перспективных разработках и внедрении новых сервисов.