Спецпроекты

Элдар Разроев: "Евросеть" не занимается агрессивными поглощениями

Телеком Бизнес Мобильная связь ИТ в торговле
Компания "Евросеть" известна на рынке своей неординарной политикой ведения бизнеса. В интервью с корреспондентом CNews президент компании "Евросеть" Элдар Разроев рассказал об основных тенденциях рынка мобильных телефонов, о состоянии компании и об ее планах на будущее.

CNews: Как вообще операторам поднять ARPU? Многие сети связи сегодня предлагают продажу мобильного контента и еще целый ряд сервисов, который раньше реализовывали только операторы. Как будет развиваться эта тенденция в ближайшие годы?

Элдар Разроев: Во-первых, это узкое сегментирование, но оно не доступно сотовым операторам. Сотовый оператор не может работать по узким нишам, он работает с широким позиционированием. Для того чтобы решить эту проблему, существует масса механизмов, которые нашли применение в Европе. Это и сервис-провайдерская схема, и MVNO, есть ряд других, более экзотических схем. Оператор должен зарабатывать на трафике. Он должен стимулировать рост потребления трафика, и это его основная миссия. А за счет роста потребления трафика будет расти доходность оператора.

CNews: "Евросеть" год назад громко заявляла о создании виртуального оператора (MVNO). Что сделано в этом направлении, какие цели ставит перед собой компания и как их планируется реализовывать?

Элдар Разроев: В этом проекте мы долбились в стену непонимания почти два года. На сегодняшний момент ведущие операторы уверенно заявляют, что MVNO если уж не остро необходимо, то как минимум невредно. А в министерстве связи многие уверены, что это полезно для рынка, и намерены работать по созданию условий для возникновения на российском рынке MVNO. Мы находимся уже в достаточно прогрессивной фазе. Остался буквально последний шаг – это решение регулятора о том, что MVNO могут существовать. И нам кажется, что потребуется не очень большое время для того, чтобы такое решение было принято.

Элдар Разроев: Мы активно движемся в направлении предоставления услуг
Элдар Разроев: Мы активно движемся в направлении предоставления услуг

Второе, что должно произойти – операторы большой тройки должны осмыслить свое будущее на рынке, на котором возможны MVNO. Как только MVNO будут разрешены, пройдет очень короткий период, когда все операторы в хорошем смысле будут вынуждены работать с MVNO. Но как мне кажется, научившись работать с MVNO, они будут с жалостью вспоминать о тех годах, когда они препятствовали этому процессу. Потому что весь мировой опыт показывает, что при том, что MVNO иногда несут достаточно много неприятностей на рынок, тем не менее, есть огромный позитивный потенциал, который дает MVNO – это осваивание узких ниш, значительно больший рост потребления дополнительных сервисов.

Мы получили информацию из Министерства Связи, что в декабре планируется подвести итоги по результатам работы нашей опытной зоны MVNO. Мы рассчитываем, что Минсвязи увидит позитив в нашем опыте и будет инициировать изменения законодательства, регулирующих нормативных документов для того, чтобы MVNO могли начать функционировать.

CNews: Куда вообще "движутся" салоны связи в России и в мире? Какой формат, на ваш взгляд, будет наиболее востребован в ближайшие годы.

Элдар Разроев: В том виде, в котором сейчас функционируют салоны сотовой связи, они вряд ли останутся ближайшие пять лет. Во-первых, диверсификация тех товаров, которые продаются в салонах, происходит у всех. Хотя Евросеть была лидером этого процесса, и мы практически первыми в своих салонах начали продавать фототехнику, телефоны DECT, аудио и игровые приставки. Тем не менее, сейчас практически все крупные ритейлеры диверсифицируют свои товарные линейки. И в дальнейшем этот товарный спектр продолжит расширяться. Кроме того, мы также движемся в направлении предоставления услуг. Например, на сегодняшний момент одна из наиболее востребованных услуг, которые можно получить в наших салонах – это пополнение счета у оператора. Но есть и масса других сопутствующих услуг – продажа страховых полисов, пакетов услуг спутниковых телевизионных операторов. В частности, мы намерены развивать в наших салонах финансовый ритейл. Кроме этого есть услуги, которые мы тоже готовы оказывать населению – это продажа туристических путевок и авиа билетов.


Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Тема месяца

Обзор: ИКТ в госсекторе

Рейтинги CNews

• Топ-100 ИКТ-тендеров для федеральных ведомств • Крупнейшие поставщики • ИКТ-бюджеты регионов