Разделы

Телеком Мобильная связь Проводная связь Беспроводная связь Инфраструктура

"Интрус – 2006": Вся наша связь - игра

На IX Международном рабочем совещании операторов "Интрус-2006" каждый участник был вовлечен в игру. В ходе нее была сделана попытка отработки практической технологии получения нового знания об отрасли связи. Хотя без традиционных докладов-презентаций не обошлось, игра была самой интересной частью.

С тем, что операторы фиксированной связи во власти этой "плохой тенденции", согласен и генеральный директор компании CTI Игорь Масленников. Ему пришлось отчитываться на игре за сервис-провайдеров, которых он разделил на три большие группы: транспортных (транзитных) операторов, провайдеров услуг связи (доступ в интернет, IP-телефония и пр.) и провайдеров, которые не имеют телекоммуникационной инфраструктуры (в основном, это интернет-компании, порталы типа Yandex, Mail.ru и т.п.).

При этом одними из центральных вопросов между этими группами провайдеров являются вопросы взаиморасчетов. И если особых проблем между первыми двумя группами компаний, как правило, не возникает, то этого не скажешь о категории интернет-порталов.


Антон Богатов выражает "консолидированное" мнение регулятора

Действительно, еще года 3-4 назад, вспоминает Игорь Масленников, владельцы таких интернет-компаний предлагали телекоммуникационным операторам делиться доходами (что вполне логично, так во многом благодаря таким порталам потребители и создают трафик), но, как нетрудно догадаться, получали отрицательный ответ. С тех пор ситуация кардинально изменилась – интернет-порталам, получающим основную долю доходов от размещения рекламы, самим удалось исключить операторов из "пищевой цепочки", эксплуатируя при этом их сети руками пользователей. И теперь уже операторы думают, где бы найти дополнительные доходы.

Впрочем, бизнес "трафиковых" операторов отнюдь не сворачивается. Просто он не будет расти столь стремительно, как у провайдеров нового типа. А последние уже сами начинают строить телекоммуникационную инфраструктуру (в качестве примера можно привести разворачивание Google сети беспроводного доступа в Калифорнии).

Спасительная конвергенция

Снять с повестки дня кризисные явления в сегменте традиционных телекоммуникаций призвана конвергенция фиксированной и мобильной связи (FMC). Она решает проблему гениально просто - в "чистом" виде этих типов коммуникаций, "живущих" обособленно друг от друга и конкурирующих между собой, просто не будет. FMC, как считают некоторые наблюдатели, уже происходит, и проявляется, в частности, в появлении новых типов абонентских устройств, поддерживающих работу в мобильных и фиксированных сетях. Но подлинное объединение фиксированных и мобильных сетей может наступить, по-видимому, только в рамках новой парадигмы IMS, которая в сегодняшнем российском обиходе, в отличие от развитых стран, является, скорее, чисто маркетинговым, а не практическим термином.

Одним из существенных драйверов конвергенции для оператора является сокращение его расходов при объединении услуг, которое выражается в увеличении лояльности абонентской базы. Так, при объединении двух сервисов и предоставлении абоненту скидки 5,6% оператору удается сократить отток абонентов примерно на четверть.

Но "главной скрипкой" конвергенции является все-таки потребитель. Он, в частности, хочет иметь одно мобильное устройство, которое в статичных местах будет переключаться на более дешевые сети фиксированной связи. А ценовой фактор нельзя сбрасывать со счетов - по данным немецкого оператора E-Plus, сокращение расходов абонента, пользующегося таким "двойным" режимом, составит не менее 30% по сравнению с тем, если бы он все время пользовался только сотовой связью. Наконец, фиксированная связь, как правило, более качественная и надежная. Ведь около 30% американских абонентов, как утверждает оператор Sprint Fixed Business, не удовлетворено качеством сотовой связи внутри зданий.

Елена Глинская обозначила основные потребности пользователя в трех словах – простота, мобильность, персонализация. А более широко раскрыть портрет потребителя и его восприятие других участников рынка – операторов и регулятора позволила специально смоделированная игра, которая, как уже говорилось, шла на мероприятии. В частности, выяснилось, что потребитель рассматривает оператора как "конкурентную трубу" (не понравилось – подключился к другому) и в среднем готов платить за сетевые услуги от $12 до $20 в месяц.

Игроки бывают разные - черные, зеленые, красные

Председатель Совета директоров "Инновационной компании Некстер" Антон Богатов, который занимается юридическим сопровождением телекоммуникационного бизнеса, озвучил позицию регулятора. Он, в частности, отметил, что природа госрегулирования в России (в том числе и отрасли связи) состоит из двух сфер: публичной (реализация общественных интересов – обеспечение возможности получения телекоммуникационных услуг всеми субъектами, которая должна иметь всеобъемлющий характер – по крайней мере, по территории и социальному фактору), и частной. И если личные интересы чиновников (эта сфера остается для общества закрытой) в развитых странах более или менее успешно подавляются, то в России, по мнению г-на Богатова, это происходит лишь на словах. Что касается государственных функций регулятора, то они хорошо известны и условно делятся на 4 категории: обеспечение связности, системной целостности, минимального набора услуг в сети связи общего пользования и определение минимальных требований к операторам для решения вышестоящих задач.

"Мы как регулятор, будем выбирать лишь те способы реализации этих четырех пунктов, которые не противоречат нашим частным интересам, которые остаются "за кадром", - выразил мнение "черных" в игре г-н Богатов.

Одновременно он напомнил, что основной задачей регулятора остается обеспечение государственных функций управления обороной и безопасностью страны, поэтому вопросы связности, системной целостности и вытекающие из этого требования к операторам становятся самыми важными. Из этого, например, следует, что политика регулятора, в первую очередь, направлена на поддержание крупных и/или сильных игроков, обладающих большим инвестиционным потенциалом и серьезной технологической базой. Мелким компаниям, не способным привлечь достаточно ресурсов, по мнению руководителя "черных", не место в российской отрасли связи, которая по определению является дорогой хотя бы из-за огромных территорий.

"Мелкие операторы связи не только не способствуют реализации задач связности и системной целостности, но и препятствуют ей, поскольку оттягивают клиентскую базу у средних и крупных операторов", - заявил г-н Богатов.

В то же время он отметил, что мысль о замедлении развития бизнеса нормативно-правовой базой в области связи неверна. Публичные интересы часто противоречат частным интересам профессионального телекоммуникационного сообщества, поскольку требуют ограничений в этих частных интересах. Вот почему в негодовании ряда операторов г-н Богатов не видит ничего удивительного.

В заключение своего "провокационного" выступления он "напугал" участников рынка возможностью начала регулирования тех сфер ИКТ, которые еще под него не попадают: "Будьте готовы к тому, что как только ваш проект приобретет глобальный характер в масштабах страны, станет социально значимым, мы заинтересуемся им, и он будет развиваться не так, как хочется вам".