Спецпроекты

"Интрус – 2006": Вся наша связь - игра

Телеком Мобильная связь Проводная связь Беспроводная связь Инфраструктура
На IX Международном рабочем совещании операторов "Интрус-2006" каждый участник был вовлечен в игру. В ходе нее была сделана попытка отработки практической технологии получения нового знания об отрасли связи. Хотя без традиционных докладов-презентаций не обошлось, игра была самой интересной частью.

Недовольство традиционным форматом прежних конференций (доклады, круглые столы и пр.) подтолкнуло оргкомитет ИНТРУСа к поиску новых форм мероприятия, и выбор был сделан в пользу игровой технологии. Суть и цель организационно-деятельностной игры "Судьба отрасли в руках профессионалов?" была озвучена ее руководителем - генеральным директором компании "Би-Эс-Би" Владимиром Беленковичем, который попытался подвести под эксперимент философско-психологический фундамент: "Для того чтобы понять, что мы хотим сделать с нашими объектами, нам, в первую очередь, необходимо понять, что мы о них знаем, что мы о них думаем и рассмотреть свою систему представлений об этих объектах".

Объектами в данном случае являлись три основные группы участников телекоммуникационного рынка - операторы, потребители и регулятор, на которые и разделились все участники мероприятия (соответственно "красные", "зеленые" и "черные") вне зависимости от принадлежности к тому или иному классу в реальной жизни.

Им предстояло вжиться в свою роль и ответить на предложенные оргкомитетом вопросы. В частности, в группе потребителей вопросы касались как собственно потребления услуг (Что покупаем? У кого покупаем? Почему покупаем? Зачем платим?), их конвергенции и отторжения на "гуманистических" основаниях (бегство от социальных проблем и пр.), так и возможностей для организации бизнеса в Сети. По результатам обсуждений в группах их руководители выступили с докладами, в которых было отражено "консолидированное" мнение участников.

Плохая тенденция

Параллельно с игрой происходили традиционные доклады. Менеджер по работе с заказчиками Nokia Networks Елена Глинская еще раз напомнила об угрозе оттока абонентов из фиксированных в мобильные сети. Цифры действительно впечатляют: для того, чтобы набрать 1 млрд. абонентов фиксированной телефонии понадобилось 100 лет, а для достижения аналогичного показателя в сотовой связи – в 10 раз меньше. При этом мобильная связь сохраняет высокие темпы роста, и доля голосового мобильного трафика в общем объеме телефонного трафика постоянно растет. Символично, что в России в прошлом году этот показатель превысил 50% (в целом по Европе – 39%), и тенденция доминирования сотовой связи сохраняется. И это – несмотря на то, что до 80-90% всех телефонных вызовов в мире происходит в статичных местах (домах, офисах, магазинах и пр.). Другим "врагом" традиционной фиксированной телефонии является IP-телефония, которая также "оттягивает" трафик в свою пользу. В результате уже в 2007 году, как ожидается, совокупный VoIP и мобильный трафик в мире превысит трафик традиционной телефонии. А еще через год, по прогнозам Yankee Group, доходы от предоставления услуг телефонии и передачи данных в мобильных сетях превысят аналогичные показатели в фиксированных сетях.

Мировой рынок фиксированной и мобильной связи (доля %)

Мировой рынок фиксированной и мобильной связи (доля %)

Источник: CNews Analytics на основе ITU, Gartner, Nokia Networks, 2003, 2006

В условиях сокращения доходов от фиксированной телефонии основные надежды операторов были связаны с широкополосным доступом. Но их надежды "наверстать упущенное" за счет предоставления этих услуг оказались, по-видимому, не столь успешны, как предполагалось ранее. Речь идет о развитых рынках, где существует так называемый "плоский" тариф (flat fee) – фиксированная абонентская плата за неограниченный доступ в интернет на определенной скорости. По мнению коммерческого директора Telia Sonera International Carrier Александра Климова, в сложившейся ситуации, когда пользователи активно эксплуатируют каналы и основную долю расходов отдают поставщикам "тяжелого" контента (например, игровым сервисам), операторам остается слишком мало. Г-н Климов напомнил, что раньше интернет-провайдеры получали деньги с контент-провайдеров за трафик, но в появлением P2P-технологий эта практика сошла на нет. В настоящее время трафик контент-провайдера практически нулевой – вместо "перекачки" многих гигабайтов данных идет пересылка цифровых ключей, обеспечивающих защиту контента (технология DRM, Digital Rights Management). При этом "тяжелый" трафик пользователей оплачивается по относительно невысокому безлимитному тарифу. В такой ситуации европейские операторы фиксированной связи, в том числе магистральные операторы (carriers), забили тревогу и стали разрабатывать новые схемы и бизнес-модели. Основная их цель –вернуть часть доходов от контент-провадера к оператору. Эта ситуация довольно скоро возникнет и в России, убежден г-Климов.