Спецпроекты

Как "Мегафон" завоевал чиновников?

Бизнес Мобильная связь Телеком Законодательство
В России пока нет системы MNP (Mobile number portability), которая позволяет сохранить номер при переходе от одного сотового оператора к другому. Это осложняет проведение конкурсов на предоставление услуг мобильной связи для государственных нужд. Например, в Питере фактически весь госсектор обслуживается одним оператором — "Мегафоном". Объясняется это просто: чиновникам бессмысленно и накладно менять привычный номер. Но недовольство участников рынка нарастает.

По данным CNews, Смольный имеет около ста договоров с "Дельта Телеком" (торговая марка Скай Линк), в два раза больше договоров пришлось на "Мобильные Телесистемы" (МТС) и более полутора тысяч – на "Мегафон". С оператором "Санкт-Петербург Телеком" (торговая марка Tele2) в 2006 году было заключено четыре договора на общую сумму 6,6 тыс руб., тогда как "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") в реестре вообще отсутствовала.


Более полутора тысяч чиновников Санкт-Петербурга подключены к "Мегафону"

В этом году, похоже, ситуация останется без изменений. Это подтверждает и опыт оператора "Билайн". "В 2007 году мы подавали заявки на конкурсы в Санкт-Петербурге и ряде других городов Северо-Западного региона. Теоретически действительно объявляется открытый конкурс на выбор оператора связи, но фактически в нем указывается обязательным условием либо сохранение DEF-кода 921, либо сохранение имеющихся номеров, уже закрепленных за другим оператором, что автоматически ограничивает наше участие", — сообщили CNews в компании. В "Билайне" также отметили, что считают наличие подобных условий в тендере нарушающим закон о добросовестной конкуренции, так как, по словам пресс-службы оператора, сегодня он в состоянии предложить конкурентоспособные тарифы и обслуживание.

А вот в "Мегафоне" никакой недобросовестной конкуренции в сложившемся положении вещей не усматривают. "Утверждать, что наши победы связаны только с требованием сохранения номера, как минимум некорректно. По крайней мере, этот критерий не прописывается в документах конкурсной комиссии", — сообщает пресс-служба компании. По оценкам "Мегафона", количество конкурсов, в которых оператор принимает участие, ежегодно утраивается. "Из них на сегодняшний день более 90% мы выиграли", — рассказали CNews в "Мегафоне". Цифру в 1500 абонентов в Смольном компания подтвердила. Всего за последние пять лет с этим оператором и его предшественником – компанияей "Северо-Западный GSM" – город заключил более 4 тыс контрактов.

Коммерческий директор "Теле2 - Санкт-Петербург" Тимофей Ващилин отказался комментировать процедуры проведения тендеров государственными органами. По его словам, специальных усилий для получения контрактов в госструктурах филиал не предпринимает. Также г-н Ващилин не исключил возможности сотрудничества с госсектором в будущем, так как государственные чиновники могут быть заинтересованы в удешевлении услуг связи.

Пресс-служба "Скай-Линк Санкт-Петербург" сообщила, что компания принимает участие в конкурсах, проводимых органами госуправления, на протяжении шестнадцати лет и продолжает обслуживать своих государственных клиентов. Важным фактором, обеспечивающим получение выгодных контрактов, в компании считают так называемые "прямые" номера. "Сегодня только два мобильных оператора на Северо-западе обладают собственными сетями фиксированной связи, которые позволяют им обслуживать семизначные номера: "Скай Линк" и "Мегафон", — отметили в компании.

Переадресация не поможет

Возможно, существующая услуга переадресации и способна удовлетворить потребность абонента в уведомлении своей аудитории об изменении номера в самый короткий срок. Однако у этого решения есть и обратная сторона. Руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании "Простор Телеком" Андрей Вышегородский считает, что "Мегафон" сможет выставить за переадресацию цену на свое усмотрение, так как не является монополистом на рынке и не подпадает под определение "преимущественный оператор".

Г-н Вышегородский считает, что если такие условия участия в конкурсе, как указание на префикс номера, действительно имеют место, то это нарушает запрет на введение критериев, которые фактически определяют единственного поставщика. "Почему, если такие параметры выставляются заранее, не объявить закупку у одного поставщика, тем более, что такая формулировка есть в законе? В противном случае конкурсом объявляется то, что им не является", – уверен он.

Аналитик Денис Кусков полагает, что стратегические перемены в алгоритме проведения тендеров в этой области произойдут не скоро. Причина в том, что весь механизм конкурсов складывался тогда, когда рынок мог предложить лишь услуги "Северо-Западного GSM". Уже сложившиеся отношения между поставщиком и заказчиком позволяют легче достичь цели, которая всегда ставится во главу угла — оптимизация расходов на связь. "С другой стороны, в госструктурах определенная текучесть кадров имеет место, и, на мой взгляд, новым сотрудникам ничто не должно помешать проводить полноценные тендеры с участием всех игроков рынка", — отмечает г-н Кусков.

В вопросе о лидерстве "Мегафона" с г-ном Кусковым соглашается генеральный директор аналитической компании "Рустелеком" Юрий Брюквин. По его словам, дело в традиционно сильной линейке корпоративных услуг оператора в Петербурге. "Здесь "Мегафон" уверенно опережает своих конкурентов, которые с лихвой компенсируют это отставание за счет Москвы — там госсектор делят между собой "Билайн" и МТС", — считает он. Также г-н Брюквин отмечает имиджевую составляющую побед на гостендерах — не будучи особенно рентабельными, они работают на бренд оператора.

В суд за справедливостью

С юридической точки зрения ситуация выглядит противоречиво. Как отмечает партнер юридической фирмы Beiten Burkhardt Георгий Пчелинцев, закон № 94-ФЗ в отношении конкурсов и запросов котировок допускает указание государственным заказчиком требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.

Именно на этом пункте и основывается Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), включая указание на "необходимость сохранения номеров абонентов" в конкурсную документацию или запрос котировок. Данный момент оговорен в письме КЭРППиТ от 12.12.2006 N 06/14148, подписанном его председателем Алексеем Сергеевым.

Также, по словам г-на Пчелинцева, письмо органа исполнительной власти субъекта федерации не может отменять или изменять предписание федерального закона, однако такой документ может уточнять порядок его практического применения.