Разделы

Бизнес Мобильная связь Телеком Законодательство

Как "Мегафон" завоевал чиновников?

В России пока нет системы MNP (Mobile number portability), которая позволяет сохранить номер при переходе от одного сотового оператора к другому. Это осложняет проведение конкурсов на предоставление услуг мобильной связи для государственных нужд. Например, в Питере фактически весь госсектор обслуживается одним оператором — "Мегафоном". Объясняется это просто: чиновникам бессмысленно и накладно менять привычный номер. Но недовольство участников рынка нарастает.

Георгий Пчелинцев отмечает, что в случае заключения государственного контракта с нарушениями, такой контракт может быть признан недействительным судом. "То есть контракт действует, и услуги будут оказываться, постольку, поскольку суд не постановил иное", — отмечает юрист.

Спасительный MNP

Ситуацию могло бы разрешить введение правил MNP (Mobile number portability), позволяющих абоненту переходить к другому оператору без потери привычного номера. На международной арене первооткрывателем в этой области стал Сингапур в 1997 году. В 1999-м услуга стала доступна в Великобритании, Голландии и Гонконге, а в конце 2003 г. и в США. В ЕС действует директива 2002 года "О всемирных услугах", вступившая с силу через год, предписывающая европейским операторам реализовывать услугу MNP.


Возможно, секрет лидерства "Мегафона" заключается в традиционно сильной линейке корпоративных услуг в Петербурге

В России у этой концепции есть своя история. Министр связи Леонид Рейман делал заявления, из которых следовало, что предоставление услуги перехода должно было быть введено еще в 2006 году. Однако намерения не получили практической реализации. Информации о внесении изменений и дополнений в существующую нормативную правовую базу с учетом внедрения MNP нет до сих пор.

Сотовые операторы и аналитики оценивают перспективы возможного внедрения MNP на российском рынке сотовой связи весьма сдержанно. Позитивно настроены только в "Билайне". Компания полагает, что закон об MNP усилит конкуренцию между операторами, особенно в первое время после принятия этой схемы. "Мы рассчитываем лидировать в сервисе и надеемся, что с введением переноса номеров "Билайн" только выиграет",— заявили в компании.  

Представители Тele2 считают, что пока неизвестно, как будет реализован закон об MNP, и поэтому делать какие-либо прогнозы еще рано. По мнению "Скай Линка", на количество проданных контрактов MNP никакого влияния не окажет. "Во-первых, массовый рынок и рынок корпоративных клиентов – слишком разные сегменты, чтобы лидерство в одном направлении могло послужить преимуществом в другом. Во-вторых, перенос номера во всем мире осуществляется за плату и особой популярностью, насколько нам известно, не пользуется", — комментируют в компании.

Денис Кусков полагает, что внедрения MNP в ближайшее время не произойдет. "MNP, безусловно, несколько изменил бы рынок, особенно выигрышным его введение было бы для операторов, не занимающих лидирующие позиции. Однако следует понимать и региональную специфику последствий возможных перемен. Например, в Петербурге "Мегафон", скорее всего, потерял бы часть абонентов, а в Москве, наоборот, набрал", — считает он.

Также пессимистичен в отношении реализации MNP в самое ближайшее время Юрий Брюквин. "MNP у нас пока не будет, — говорит он. — В любой стране, где он есть, существует организация, через которую идут взаиморасчеты между операторами за "абонентов-перебежчиков", в Финляндии такой реестр для MNP ведет Numpac, в Швеции — Snpac". В России же, по словам аналитика, создание подобной структуры встретит серьезные препятствия. "По идее ей должен стать МТТ, но в числе его акционеров АФК "Система" и "питерские связисты", в результате чего "Билайн" и остальные операторы будут не допущены к этим процессам", — говорит г-н Брюквин. По его словам, все это грозит большим скандалом, если только проблема не получит однозначного административного решения.

Григорий Васюков / CNews Северо-Запад

Исследование CNews Analytics: «1000 крупнейших ИТ-проектов в госорганах России»