Россию ждет новая волна мобильных сервисов
Российские сотовые операторы не теряют надежды на повышение среднемесячного дохода на одного абонента (ARPU). Вслед за не очень удачной первой волной контент-услуг идет новая. Сервисы обещают быть более утилитарными, незаметными, но от этого не менее прибыльными.Какими будут мобильные сервисы в будущем?
Что, кроме обычных звонков, будет доступно абоненту сотовой связи в ближайшем будущем? Несомненно, будут пользоваться спросом различные средства персонализации своего мобильника: новые мелодии звонков, заставки, картинки, обои. Интересная возможность, которую уже обкатывают некоторые компании – замена звуков вызова абонента на другой звуковой контент. Еще большую популярность получат мобильные игры и различное ПО для сотовых телефонов. Наконец, ожидается активный рост популярности мобильных видеоклипов и просмотра прямых видеотрансляций.
Из того, что еще не прижилось на российском рынке, выделим мобильные игры в реальном режиме времени. Это могут быть стратегии, симуляторы или спортивные игры, азартные игры, а также миры виртуальной реальности, созданные для общения и развлечения. Кроме того, ожидается бум мобильных аукционов и различных интерактивных сервисов, обеспечивающих участие в голосованиях, онлайн-ток-шоу, различных праздничных мероприятиях и играх.
Но реальная прибыль для сотовых операторов может таиться в более прозаичных и порой незаметных для абонента сервисах. Например, SMS-информирование о пропущенных вызовах. Чем оно отличается от подключенных у многих бесплатной услуги АОН? Тем, что абонент получит информацию не только о том, кто и когда звонил, но и зачем. Пользователь, не получивший ответ на свой звонок, может нажатием одной кнопки сформировать и отправить шаблон сообщения, например «Перезвони мне срочно» или «Как освободишься, сообщи мне по SMS», а может даже «Жду звонка до 20:00, после не звони». Получив уведомление о звонивших, абонент может либо перезвонить, либо отправить SMS, которая сообщит о текущем статусе и инициирует обратный звонок.
Сторонники MMS не спешат уступать свою долю рынка без боя. Они надеются на новую волну интереса к MMS, связанную с грамотным подбором тем сообщений. Так, текст, изображения, анимация и видео эротического содержания могут найти свою многотысячную аудиторию. Известно, что эта тема привлекает пользователей больше, чем контент развлекательного жанра (смешные фото, анекдоты), спортивный контент и информация о погоде.
Ожидается, что в скором времени пользователям предложат еще один интересный сервис – MMS газеты, которые будут включать разнородную информацию по интересующей абонента теме. Последний козырь MMS – поздравительные открытки. Этот сервис уже известен российским пользователям, но особой популярности он не получил, хотя имеет громадный потенциал.
Все дело в провайдерах
Для увеличения ARPU сотовым операторам необходимо активно предлагать дополнительные сервисы своим абонентам. Но за каждым новым VAS стоит довольно серьезное финансовое вложение в сетевую инфраструктуру, к которому компании не всегда готовы.
Например, довольно много было разговоров о возможности определения в GSM-сетях местонахождения пользователей. По идее, это новый, совершенно непаханый рынок, где найдется место сервисам по контролю за детьми, за перемещением грузов, новые методы рекламы, новые игры и способы знакомств, наконец. Тем не менее, о широком распространении подобной возможности пока говорить не приходится.
Появление качественного мобильного контента также возможно лишь в случае активных финансовых влияний, что ведет к консолидации этого рынка. В ближайшее время на арене останутся только крупные игроки с диверсифицированным бизнесом. Вполне возможно, что получит распространение контент-дистрибуция, когда мелкие генераторы контента будут предоставлять его операторам через компании-агрегаторы.
Именно 2006 год расставит всех игроков рынка VAS по местам, и «в дамках» окажется лишь тот, кто с ювелирной точностью сможет определить мобильные потребности российских пользователей сотовой связи.
Александр Радаев / CNews