РСК МиГ: Небо просит информационных технологий
Российская авиапромышленность переживает период бурного подъема. Один из флагманов этого сектора – российская самолетостроительная корпорация МиГ традиционно считалась уникальной: с военными самолетами МиГ до сих пор никто не может выступать на равных. О том, как информационные технологии помогают в повседневной работе самой конкурентоспособной авиакомпании России, рассказал руководитель департамента информационных технологий Владимир Запорожец.CNews: Расскажите, пожалуйста, о современной структуре РСК МиГ.
Владимир Запорожец: Основным производством нашей корпорации является боевая авиационная техника. После объединения ряда профильных организаций (производственных объединений, конструкторского бюро и т.д.) было создано ФГУП РСК МиГ, которое в 2008 году было реорганизовано в открытое акционерное общество.
Владимир Запорожец: В 2010 году мы разработали общую концепцию развития телефонии и каналов связи в нашей корпорации
На текущий момент в него входит несколько производственных площадок, расположенных в Москве, Луховицах и Калязине, конструкторское бюро и летный испытательный центр в Жуковском. Каждое из структурных объединений подключено к сети, которая обеспечивает пользователей доступом к корпоративным ИТ-сервисам.
CNews: В любой крупной компании есть собственная стратегия развития ИТ. Расскажите, пожалуйста, о вашей стратегии.
Владимир Запорожец: Рынок авиационной промышленности непростой. Развитие корпорации было волнообразным со своими всплесками и спадами. Многое менялось, в том числе руководство, и это, безусловно, повлияло на выстраивание стратегии как всей компании, так и ИТ-сектора. Также необходимо было учитывать готовность персонала воспринимать любые нововведения и использовать их в своей работе.
Каждое решение принимается с учетом анализа экономической составляющей. Для нас это очень важный фактор в последние несколько лет в силу того, что корпорация имела достаточно большой долг. Новое руководство поставило жесткие требования к тому, чтобы все предлагаемые решения, в том числе ИТ, были экономически обоснованы. Поэтому были определены направления развития, проведена оценка и поиск наиболее простых и оптимальных решений, позволяющих снизить издержки, а также предоставить компании возможность развиваться.
В 2010 году мы разработали общую концепцию развития телефонии и каналов связи в нашей корпорации. В ней постарались учесть специфику нашего предприятия, попытались понять, что имеем сейчас, и как необходимо развиваться в будущем с учетом тех планов, которые существуют. Мы понимали, что каждое структурное объединение, входящее в компанию, имеет значительное количество пользователей как общекорпоративных (бизнес определяющих) систем, так и других ИТ-сервисов. Поэтому одна из наших основных ИТ-задач – это построение надежных каналов связи с достаточной пропускной способностью.
Мы попытались сформулировать требования, позволяющие обеспечить нам построение надежной сетевой инфраструктуры в ближайшие 5-10 лет.
Отдельно стоит отметить, что данный проект предусматривал не только построение каналов связи между территориально разнесенными площадками. Было выбрано оптимальное решение по модернизации существующей внутренней телефонной сети, а также в тесном взаимодействии со службой корпоративной безопасности нами проанализировано множество предложений и выбрано решение по построению и обеспечению защищенного канала, обеспечивающего передачу данных и голоса между всеми структурными объединениями.
Помимо своего решения, которое предприятие использовало достаточно длительное время, мы рассматривали проекты, реализованные в "Объединенной авиастроительной корпорации", а также в других компаниях, входящих в ОАК. Одним из вариантов было предложение "МегаФона", который привлек специального интегратора, специализирующегося именно на криптооборудовании. "МегаФон" в конкурсе был единственной компанией, которая предложила комплексное решение в качестве дополнительного сервиса.
В результате мы выбрали решение, которое будет единым для всех площадок с высоким уровнем надежности, управляемости и защищенности сети.
CNews: Какие условия вы выдвигали к подрядчикам на снабжение телекоммуникационными услугами?
Владимир Запорожец: Очевидно, что на момент инициации конкурса у нас были каналы связи, часть из которых нестабильные, некоторые не обеспечивали необходимую для нас пропускную способность, а у других цена была слишком высокой.
Поэтому на этапе формирования требований одним из условий была гарантированная пропускная способность канала до каждого нашего структурного объединения и возможность ее дальнейшего расширения до определенных параметров. На примере производственной площадки в г. Калязин наши попытки решить многочисленные проблемы с оператором, предоставлявшим услуги связи, так и не увенчались успехом. Канал работал нестабильно, с 2011 года скорость упала с 2 Мбит/с до 200-300 Кбит/с. В этой связи нами был сделан особый акцент на обеспечение надежного канала до нашего завода в г. Калязин. Стоит отметить, что "МегаФоном" было предложено простое и быстрое решение для данного завода в два этапа: в кратчайшие сроки с использованием радио-релейного оборудования построить канал в 2Мбит/с, а в течение последующих нескольких месяцев осуществить прокладку оптики с 5 Мбит/с.
Также одним из условий нами рассматривалась возможность построения каналов, отличных от существующих. Мы не ограничивали участников конкурса способом доставки данных до каждого из рассматриваемых участков. Понимая, что магистральные трассы имеют высокий уровень резервирования, для нас было важно, каким образом операторами будет обеспечена "последняя миля" и постараться исключить варианты с теми каналами, которые использовались корпорацией на тот момент.
В исполнении задач по построению каналов связи были определены ведущие российские операторы, предоставляющие услуги фиксированной связи и способные реализовать все наши потребности.
На этапе анализа представленных предложений мы старались не ограничивать себя рассмотрением только стоимостных показателей. Нашими специалистами была проведена оценка комплексного подхода, предложенного каждым участником, вариантов решений и сроков на их реализацию. Данный подход позволил сформировать более четкое понимание собственных затрат, качество предлагаемого решения и возможности последующего расширения. По этим условиям "МегаФон" предложил нам лучшие варианты.
В настоящий момент уже все наиболее важные для нас площадки объединены в единую сеть, и по итогам тестирования последних подключений мы сможем обеспечить гарантированную связь с возможностью расширения пропускной способности каналов в будущем. Далее у нас есть некоторые планы на пересмотр взаимодействия с теми операторами фиксированной связи, с которыми сейчас заключены договоры.
CNews: Почему вашей корпорации требуется модернизация сети?
Владимир Запорожец: Я уже слегка затронул этот вопрос. Есть множество ИТ-сервисов, которыми мы должны обеспечить сотрудников компании. Учитывая планы по развитию, количество пользователей и самих сервисов будет расти высокими темпами, что приведет к повышению трафика и нагрузки на каналы связи.