"Связь-Экспокомм 2009": чиновники расшевелили бизнес
"Связь-Экспокомм" в нынешнем, кризисном году был более чем многолюден, а состав участников – весьма представителен. Рядом с большим количеством "китайских" стендов можно было увидеть экспозиции практически всех значимых отечественных компаний, занимающихся разработкой средств связи и решениями для обработки и защиты данных. Парадокс: большинство посетителей – бизнесмены и специалисты в области связи, а для бизнеса на выставке не было почти ничего интересного. Более того, если бы не запланированный визит президента, отечественных экспонентов было бы гораздо меньше.Игорь Масленников: У чисто голосовых сетей нет совершенно никаких перспектив
На вопросы CNews ответил Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса "МФИ Софт"
CNews: Что такое IP-телефония, на ваш взгляд?
Игорь Масленников: Вообще говоря, сегодня никакой IP-телефонии уже нет - IP-телефония была 10 лет назад. То, что есть сейчас, – это просто теле (инфо) коммуникации, весь телефонный трафик, на всех уровнях уходит в IP. Никакой другой телефонии, по крайней мере идеологически, уже не осталось.
CNews: Что происходит с NGN-проектами в России?
Игорь Масленников: Наиболее характерная тенденция - это массовое техническое перевооружение, "айпивизация" сетей традиционных операторов, которая сейчас вовсю идет. Люди строят эти сети, но делают это, с моей точки зрения, зачастую неправильно. Дело в том, что сама концепция NGN изжила себя уже лет пять-семь назад. А до нас это еще в основном не дошло. Концепция и идеология NGN подразумевала, что традиционные операторы телефонной связи должны перейти на IP-транспорт. Переход этот, с точки зрения представлений десятилетней давности, должен был заключаться в простой модернизации системы телефонных коммутаторов и каналов между ними. В духе NGN предполагалось телефонные коммутаторы заменить на шлюзы (media gateway), связанные IP-каналами, а в качестве управляющего элемента над ними поставить софтсвитч (softswitch). То есть под NGN понималась структура: софтсвитч, управляющий медиагейтвеями, связанными по IP. И в рамках этой концепции, этой идеологии до сих пор еще многие операторы живут и действуют.
Плохо то, что эта концепция по-прежнему находится в рамках старой телефонной парадигмы - той самой, которая должна замениться на IP-шную. Переход с TDM на IP, на самом деле, – это не замена транспорта, а гораздо более сложная трансформация. Тем операторам, которые сейчас произвели IP-перестройку, поменяв телефонные станции на софтсвитчи с медиагейтвеями, в скором времени придется опять много чего менять. Строя классические NGN, они теряют инвестиции, потому что вкладывают деньги в сохранение отмирающего бизнеса. Пора уже трансформировать свой бизнес от бизнеса телефонного оператора, оказывающего одну-единственную услугу - услугу телефонной связи, вокруг которой все крутится, к чему-то совершенно другому.
У текущего процесса есть одна положительная черта: по крайней мере, IP- инфраструктуру операторы строят, и она никуда не денется: будет работать. Как только появляется эта IP-инфраструктура, голосовая телефонная сеть может быть только наложенной. Это означает, что пропадут не все инвестиции целиком, а лишь вложения в морально устаревшие софтсвитчи, которые единственное, что умеют делать, – это предоставлять тот же самый базовый телефонный сервис, который 50-100 лет назад предоставляли телефонные станции. А это никому уже не нужно. Количество абонентов фиксированной телефонной связи в развитых странах уменьшается. У чисто голосовых сетей нет совершенно никаких перспектив.
CNews: Влияет ли кризис на ситуацию в российском телекоме?
Игорь Масленников: С одной стороны да, влияет. Бюджеты секвестируются. В то же время мы не видим секвестирования реально важных вещей. Ни один оператор из тех, с которыми мы общаемся, не собирается сворачивать все проекты. Операторы понимают, что остановить развитие сети невозможно - это живой организм и его нельзя заморозить. В кризисе есть и положительный момент: операторы стали проявлять больший интерес к телекоммуникационным решениям российского производства. После девальвации рубля отечественные производители стали более конкурентоспособными по отношению к иностранным вендорам.
CNews: Можно ли сказать, что использование российского оборудования обеспечивает более серьезную безопасность?
Игорь Масленников: Это необходимое условие для того, чтобы можно было говорить вообще о национальном суверенитете. Потому что если инфраструктура связи сделана на оборудовании потенциального противника, то неизбежно наступление часа X, в который это оборудование перестанет работать. Это вопрос национальной безопасности. Руководство страны сейчас обращает на этот вопрос повышенное внимание, и дай Бог, чтобы этот процесс пришел к своему логическому завершению. Потому что невозможно себе представить, чтобы основная связная российская инфраструктура была навсегда построена на американском или китайском оборудовании.