Разделы

Телеком Инфраструктура

Грозит ли крах российскому телекому

В период кризиса многим отечественным компаниям и даже целым отраслям грозил крах. Не минула эта участь и российский телеком. Вывела его из стагнации инициатива государства, однако перспективы так и остаются туманными.

Мировой финансовый кризис, в конце прошлого года ворвавшийся в Россию, готов был вырвать из ее экономики целые отрасли. Казалось, связь тоже не станет исключением, ведь ее уязвимость хорошо запомнилась по истории с крахом "дот-комов" в начале десятилетия. Крупнейшие российские операторы неожиданно "обнаружили" огромные долги и перестали выполнять обязательства по текущим контрактам, отказавшись от будущих проектов, обнаружилась тенденция к падению трафика. А компании сектора СМБ стали просто закрываться. Около полугода, с осени 2008 г., в отрасли царил паралич: осторожные годовые бюджеты и уточненные планы развития появились на свет только к концу весны. И если в других отраслях правительство пришло на помощь многим предприятиям, то Минкомсвязи, в лучшем случае, отмолчалось, заняв позицию престарелого маршала Ворошилова относительно предложения Хрущева об аресте Берии: "Главное чтобы войны не было".

Войны не случилось, хотя неизвестная Farimex лихо отсудила у норвежской "Теленор" в российском провинциальном суде упущенную на Украине за несколько лет многомиллиардную выгоду, вынудив правительство Норвегии писать письма своим коллегам в Москве. Очевидно, только нахождение суда достаточно далеко от Украины – в далекой Сибири - позволило подтвердить фантастическую оценку ущерба, приняв, очевидно, на веру, что у ближних соседей если не мостовые вымощены золотом, то достаточно выкопать лопатой ямку, и нефть забьет фонтаном. ФССП сразу же арестовало счета и пакет акций "Теленор" в России, приступив к длительной скрупулезной оценке его стоимости. Но в октябре основные акционеры объявили о слиянии "Киевстара" и "Вымпелкома" в бермудский Vimpelkom, Ltd. Долгожданное примирение поставило крест на деле "независимого" Farimex.

Один шаг вперед, но много – назад

Разбудил отечественную отрасль связи от зимней "кризисной" спячки такой шаг государства, как деприватизация полного пакета акций холдинга "Связьинвест". И хотя правительство долгие годы обещало приватизировать свою долю, заранее согласовав вопрос (и не бесплатно) с силовыми ведомствами, река времени повернулась вспять.

Спекулянты и специалисты по "реорганизации" сразу оценили масштабность проекта: акции "Ростелекома" на бирже стали стремительно расти, обещая превратиться в символ взлета экономики. Особый оттенок картине придало назначение Алексея Ничипоренко на должность советника генедиректора, курирующего мобильную связь и неминуемые разговоры о получении "Ростелекомом" четвертой национальной лицензии на сотовую связь вслед за "большой тройкой".

В это время в мире постепенно отходят от создания супероператоров. Так, в прошлом году не состоялась долго обсуждаемая сделка по покупке скандинавской TeliaSonera французским почти государственным оператором France Telecom. Затянулось объединение индийской группы Reliance c южноафриканской MTN. Правительство Австралии расматривает вопрос разделения национального оператора Telstra. Все приходят к осознанию, что крупные операторы менее гибки и трудно управляемы. Сами же они пытаются отойти от традиционных форм прямого контроля другим моделям, например, в виде альянсов и партнерств. Несмотря на снижение масштабов организаций, вопрос управляемости здесь стоит гораздо острее. Мир становится гибче и динамичнее, и директивные решения действуют лишь исключительно короткое время.

Россия же стремится назад к событиям многолетней давности. Несмотря на то, что в Европе по-прежнему существуют крупные национальные операторы с государственным участием, их существование является больше предметом серьезных политических дискуссий, чем экономической обоснованности.

Отечественная отрасль связи в последние десятилетия развивалась скорее вопреки, чем благодаря поддержке государства. При всех плюсах и минусах, противоречиях и подковерных играх, достигнутые успехи налицо и этап прямого государственного управления предприятиями отрасли можно считать давно пройденным.

Правительству достаточно проводить выработку инновационной политики, разрабатывать и следить за выполнением современных технических и законодательных требований. Например, программа по организации доступа в интернет для школ. Новым шагом может стать программа организации доступа в интернет в удаленных сельских и труднодоступных районах.

А пока опыт создания в России крупных государственных компаний с целью "повышения эффективности" даже под руководством самых талантливых менеджеров носит, увы, отрицательный характер, превращаясь в "черную дыру" необъятных масштабов. И если создаваемый "Ростелеком" не повторит судьбу "Автоваза", превратившись в пылесос бюджетных средств, то эффект его доминирующего вляния рискует затормозить развитие отрасли на долгие годы.

Кризис как море возможностей

Пока российское правительство спасало от кризиса постсоветских гигантов отечественной промышленности, другие страны увидели в "кризисе" огромное море возможностей для дальнейшего развития (хотя многим пришлось спасать своим незадачливые банки). Правительства и регуляторы немедленно отреагировали на происходящее, уделив развитию телекоммуникаций приоритетное значение. Вновь избранный президент США Барак Обама заявил в начале марта 2009 г. о своем распоряжении по началу работ федеральными министерствами с целью разработки проекта стоимостью 7,2 млрд долл. по строительству сетей высокоскоростного интернета в каждый дом, преимущественно в сельских районах. Основная цель "интернет-плана" Обамы - ускорить создание в США, по его словам, "экономики XXI века".

В конце ноября 2008 г. председатель Еврокомиссии Хосе Мануель Баррозо (в сентябре этого года переизбранный Европарламентом на новый срок) огласил план по восстановлению экономики Евросоюза. Среди прочих мер в нем планировалось выделить бюджет в 5 млрд евро на трансевропейские проекты в области ШПД (сетей широкополосного доступа в интернет). Примерно в это же время Европейский Совет занялся выработкой политики по снижению рисков в развертывании современной высокоскоростной инфраструктуры ШПД, распределяя их между операторами и потребителями. Своими заявлениями ЕС подтвердил фундаментальную роль ШПД в деле восстановления экономик стран Европы. Еврокомиссия опубликовала директивные принципы, по которым правительствами стран ЕЭС финансируются проекты строительства сетей ШПД.

На другом конце света, в Австралии, которая, подобно России, торгует природными ресурсами, несмотря на кризис, не остановился проект NBN – NextGeneration Broadband Network (Сеть ШПД будущего поколения). Проект и во времена экономического бума проходил непросто, ведь из затянувшегося тендера еще до подведения итогов один за другим вышли все участники кроме государственного оператора Telstra, безальтернативно объявленного победителем. Но Telstra стал настаивать на пересмотре обязательств. В результате правительство пригрозило разделить оператора на части, а проект довести до конца самостоятельно. Несмотря на образовавшийся дефицит бюджета в результате мер по стимулированию экономики в 2009 г., в проекте бюджета на 2010 г. новый премьер-министр Малайзии Наджиб объявил о налоговых вычетах на подключение и использование ШПД. И даже в Таиланде, известном своими солнечными пляжами и экзотическим массажем, местный регулятор NTC (National Telecommunication Commission) выделил в начале мая 2009 г. 200 млн тайских бат (примерно 6 млн долл. США) на проведение НИОКР по созданию импортозамещающих образцов телекоммуникационного оборудования в области IP-технологий.

Российский же путь в будущее лежит через нанотехнологии, которые, набрав силу и мощь, решат все проблемы страны с инновациями и высокими технологиями. И без решения текущих вопросов, сразу же наступит светлое будущее. Переждав зиму, отдохнув летом от непростых решений весны, и, наконец, "оттолкнувшись от дна" вместе с остальным правительством, осенью Минкомсвязи ознаменовалось целом рядом инициатив.

Портативность вручную

В начале сентября в ходе интернет-конференции глава Минкомсвязи Игорь Щеголев упомянул о возможности внедрения услуги переноса номеров. Его слова с чрезмерными оптимизмом подхватили печатные и онлайн-издания, грозя приближиющимся внедрением данной функциональности на сетях сотовой связи страны.