Разделы

Телеком Инфраструктура

Кристоф Жоанбланк: Вложения в инновации необходимы для развития

Успешное развитие телекоммуникационного оператора зависит от множества факторов. Руководство France Telecom убеждено, что своими успехами компания во многом обязана собственным научно-исследовательским центрам - Orange Labs. О важности инновационного подхода к развитию компании, процессах превращения новых идей в продукты и услуги CNews побеседовал с Кристофом Жоанбланком, заместителем генерального директора Orange Business Services в России и СНГ.

CNews: Какое место в бюджете вашей компании занимают расходы на исследования и разработки?

Кристоф Жоанбланк: Orange Business Services в России является частью крупнейшей в мире телекоммуникационной компании – группы France Telecom, и мы здесь используем все преимущества глобального бизнеса.

France Telecom вкладывает в научные разработки большое количество ресурсов. Как любая высокотехнологичная компания, France Telecom по роду своей деятельности обязана постоянно генерировать и развивать инновации, чтобы производить продукты, отличающие нас от конкурентов. Все это было бы невозможно без собственных научно-исследовательских центров (R&D). В нашей группе компаний работают около 200 тыс. человек, из которых 5 тыс. заняты научно-исследовательской деятельностью. Для оператора связи это достаточно большая доля. Пожалуй, наши научные центры – одни из крупнейших в отрасли. Хочу также отметить, что на сегодняшний день у нас зарегистрировано более 8 тыс. патентов.

CNews: Насколько внутренние разработки выгодны с экономической точки зрения? Как бы вы определили оптимальное соотношение между собственными инновациями и идеями, приобретаемыми на рынке?

Кристоф Жоанбланк: Безусловно, на сегодняшний день невозможно все лучшие идеи генерировать самостоятельно. Но, с другой стороны, если компания покупает все инновации в готовом виде - это означает ее постоянное отставание. Поэтому мы считаем, что необходимо равновесие между собственным производством идей и покупкой внешних разработок. По приблизительным оценкам, на сегодняшний день 20-30% инноваций создается внутри компании, а порядка 70-80% – приобретается. Однако хочу отметить, что мы не покупаем готовые продукты – мы всегда адаптируем решения под потребности наших клиентов. То есть, как правило, мы приобретаем отдельные компоненты, которые можно интегрировать, после чего заимствованная идея приобретает новое качество. Поэтому, если говорить о НИОКР, то 20% занимают научно-исследовательские работы и 80% – опытно-конструкторские.

У France Telecom долгая история. Двадцать-тридцать лет назад большая часть наших продуктов создавалась исключительно внутри компании. Например, в конце 1970-х годов мы изобрели Minitel – небольшой терминал с экраном и клавиатурой, который подключался к телеинформационной системе через телефонный аппарат и позволял пользователям получать более 2000 различных сервисов: общаться между собой, смотреть расписания поездов и т.п., это своего рода предшественник интернета. Minitel принес France Telecom сотни миллионов евро. После того, как интернет стал реальностью, нам пришлось свернуть проект и адаптироваться к тому, что стало востребовано на рынке. Посмотреть, как мы можем использовать интернет в своих новых разработках. Это прекрасный пример того, как мы постоянно балансируем между продвижением собственных идей и приспособлением к чужим инновациям.

CNews: Как появляется идея и что происходит потом, на этапе ее разработки?

Кристоф Жоанбланк: Здесь речь идет о двух разных процессах, каждый из которых имеет четкое разделение на этапы. Первый – это предвосхищение того, что будет востребовано, исследования, разработка идеи, а второй процесс – вывод продукта на рынок или Time to Market. Идея, как правило, предлагается одним из 18 наших научно-исследовательских центров. Она проходит несколько контрольных точек, затем, если она удовлетворяет всем требованиям, мы получаем либо демонстрационный образец, либо презентацию, либо результаты работы с фокус-группами. Затем запускается процесс вывода продукта на рынок.

На начальном этапе вывода продукта на рынок (Time to Market) мы имеем массу идей, которые могут поступать как из R&D-подразделения, так и из маркетинга. В ходе работы происходит их отбор. Мы всегда задаем себе три вопроса: действительно ли это будет интересно нашим клиентам, сможем ли мы это сделать и сколько это займет у нас времени? Если на все вопросы мы можем ответить положительно, идея переходит на следующий этап, где ее рассматривает специальная междисциплинарная рабочая группа. Ее задача – составить план выполнения проекта: сформулировать конкретные цели, разработать бизнес-кейс, оценить расходы и все возможные издержки, составить детальное ТЗ. Через два-три месяца в конце этого этапа принимается решение: запускать ли данную идею в качестве проекта.

Дальше начинается проектная фаза, которая, в свою очередь, делится на три этапа. В рамках первого мы осуществляем разработку проекта, второй – это внедрение и опытная эксплуатация, третий – запуск продукта в коммерческую эксплуатацию. В конце второго этапа мы отдаем продукт на тестирование нашим заказчикам, собираем отзывы и оцениваем, насколько проект был успешным. При этом на каждом этапе идея, а затем и проект, должны удовлетворять всем задокументированным требованиям.