Вячеслав Кузьменков, АТГ: Российской микроэлектронике не хватает отечественной элементной базы
Глобальный и российский рынки оптических трансиверов показали небывалый рост в последние годы, и в дальнейшем этот сегмент вряд ли будет замедляться. Устройства широко востребованы в новой цифровой реальности телеком-операторами и в центрах обработки данных. О том, в каком состоянии производство трансиверов находится в России и какие вызовы преодолевают игроки рынка, в интервью CNews рассказал генеральный директор компании АТГ Вячеслав Кузьменков.
CNews: Вячеслав, ваша компания достаточно хорошо известна на российском рынке оптических трансиверов. Как вы оказались в этом производственном сегменте?
Вячеслав Кузьменков: Мы прошли путь, опробованный многими представителями советской инженерии. Свои первые шаги компания сделала в начале 2000-х годов, когда начала заниматься контрактными поставками широкого набора иностранного телекоммуникационного оборудования — от маршрутизаторов до оптических трансиверов. С течением времени наши специалисты получали необходимые знания и прокачивали свои навыки, что позволило АТГ полностью сконцентрироваться на разработке и производстве оптических трансиверов.
Они применяются в сетевом оборудовании для приема и передачи данных между различными удаленными устройствами: теми же маршрутизаторами, коммутаторами, мультиплексорами и т.д. Принцип работы заключается в преобразовании самого передаваемого сигнала из оптического в электрический и обратно. Помимо этого, трансиверы полностью решают проблему взаимодействия внутреннего интерфейса сетевого устройства с интерфейсом среды передачи. Сейчас основной спрос на эти устройства обеспечивают игроки телеком-рынка и операторы центров обработки данных.
CNews: В каком состоянии сейчас находится этот сегмент рынка?
Вячеслав Кузьменков: Согласно данным западных аналитиков, мировой рынок оптических трансиверов в последние несколько лет рос со среднегодовым темпом около 17,5%. Столь высокие показатели объясняются тем революционным воздействием, которое трансиверы оказали на развитие телекоммуникационного оборудования. При этом по данным исследователей J’son & Partners Consulting, темпы роста в России с 2018 года даже превысили глобальные показатели, достигнув отметки в 25%.
Такие темпы будут сохраняться и в среднесрочной перспективе. Этому в первую очередь поспособствует развитие самих технологий производства трансиверов, которые будут обеспечивать все более и более быстрый обмен данными. В России дополнительное влияние на рынок окажет реализация Национальной программы развития цифровой экономики, создание сети региональных центров обработки данных, а также внедрение мобильных сетей 5-го поколения и последующее углубление проникновения цифровых сервисов как в корпоративном сегменте, так и на бытовом уровне.
CNews: Ваши решения можно считать российской разработкой?
Вячеслав Кузьменков: Да, несмотря на то, что мы используем импортную элементную базу. Но при этом, во-первых, мы берем на себя полный цикл разработки конструкторской документации — от электрической схемы до трафарета многослойной печатной платы.
Во-вторых, мы самостоятельно разработали программную платформу, состоящую из встроенного ПО оптических трансиверов и программирующего устройства для обеспечения производства пуско-наладочных работ на завершающей стадии производства трансивера. Кроме того, нами создано приложение для оператора ЭВМ, обеспечивающее взаимодействие наладчика со встроенным ПО трансивера.
В-третьих, нельзя не отметить, что действующее российское законодательство считает отечественным любого производителя, обеспечивающего не только разработку конструкторской документации, но и сборку трансивера. Последний этап подразумевает проведение монтажа элементов ROSA и TOSA, а также сборку устройства в корпусе. И этим мы тоже занимаемся.
CNews: Отечественная микроэлектроника в последние годы переживает относительный подъем. Тем не менее, эта ниша все еще считается недостаточно маржинальной и насыщенной рисками как экономического, так и политического характера.
Вячеслав Кузьменков: Это действительно так, но в последние годы российское законодательство взвешенно подходит к возможностям отечественного бизнеса, хотя, конечно, риски остаются достаточно высокими.
И да — проблемы геополитического характера на данном отрезке мировой истории остаются наиболее заметными для игроков рынка микроэлектроники. Другими рисками российский производитель в той или иной степени в состоянии управлять.
Тем не менее, мы надеемся, что нынешнее российское правительство и Минпромторг смогут организовать разработку и производство элементной базы для оптических трансиверов. Более того, мы видим шаги, которые предпринимаются в этом направлении. В частности, планируется создание дизайн-центров электроники при университетах.
CNews: Рост профильного для вас сегмента рынка находит отражение в вашей стратегии развития?
Вячеслав Кузьменков: Конечно. К числу наиболее приоритетных задач я могу отнести расширение производственных мощностей, а также начало выпуска улучшенных моделей трансиверов. Сейчас мы как раз производим наладку станка для поверхностного монтажа под продукцию нового типа.
Пользуясь случаем, не могу не упомянуть о том, что АТГ принимает активное участие в проходящей в эти дни в Москве выставке «Связь-2021». На стенде компании можно будет не только чуть ближе познакомиться с нашей продукцией и узнать о ее характеристиках, но и пообщаться с нашими высококвалифицированными специалистами, которые принимали непосредственное участие в разработке новых моделей трансиверов в последние годы.