Спецпроекты

Неголосовые сервисы: впереди пять лет революции

Телеком Мобильная связь Контент
На фоне падения доходов от обычных голосовых сервисов операторы делают ставки на развитие неголосовых мобильных услуг. В этой сфере отмечается довольно серьезный рост, основанный как на развитии мобильных технологий, так и на увеличивающемся наборе услуг, а прогнозы аналитических компаний в этой сфере говорят о революционной динамике в ближайшие пять лет.

По данным eMarketer, рост в сфере неголосовых услуг в США в ближайшие несколько лет в мире будет более чем ощутимым. По прогнозам, уже в 2010 году 95% населения Соединенных Штатов будет иметь мобильные телефоны. На этом фоне ожидается рост доходов от неголосовых услуг с 5,4 млрд. долл. в 2006 году до 37,5 долл. в 2010 году.

Доходы от неголосовых сервисов в США, 2006 - 2010, млрд. долл. (прогноз)

2006
2007
2008
2009
2010
Сообщения* 3,3 5,9 10,1 12,5 15
Развлечения** 1,1 2,6 5,9 9,5 15
Информация*** 1 2 3,8 5,1 7,5
Итого 5,4 10,5 19,8 27,1 37,5
* В Сообщения включены SMS, MMS, интернет-пейджинг и т.д.
** В Развлечения включены игры, рингтоны, аудио, видео, ТВ и т.д.
*** В Информацию включены новости, реклама и т.д.

Источник: eMarketer, 2006

Что касается мирового рынка неголосовых мобильных сервисов, то, по данным Informa Telecoms & Media, в 2005 году он составил 102,1 млрд. долл. При этом в среднем абоненты тратили на подобные услуги 4,4 доллара в месяц.

Наибольший рост в мире показывают доходы от продаж в сфере развлечений. По данным Juniper Research (ноябрьский отчет), на данный момент мировой рынок мобильных развлечений – включая азартные игры, контент для взрослых, игры, музыка, мобильное ТВ – достигает уже 17 млрд. долл. По прогнозам компании, в 2009 году этот показатель достигнет 47 млрд. долл., а в 2011 году – 77 млрд. долл., в основном за счет роста доли мобильных игр и ТВ. Причем ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский регион займет 37% этого сегмента мирового рынка к 2001 году, а Европа – 35%.

Другим сегментом являются услуги, связанные со спортом, досугом и предоставлением информации. Согласно отчету Juniper Research, спортивный контент в 2006 году составит более 1 млрд. долл., а к 2011 году достигнет 3,8 млрд. долл. В целом, эти услуги в текущем году составят 4,2 млрд. долл., а к 2011 году вырастут более чем в два раза, достигнув показателя в 9,5 млрд. долл. В целом доходы от этого сегмента рынка с 2006 по 2011 годы составят более 42 млрд. долл., причем 40% из них достанутся европейскому рынку, 33% - азиатско-тихоокеанскому, а 18% - североамериканскому.

Расчет на видеосервисы

Ожидания от роста мобильного телевидения действительно серьезные. Так, по прогнозам ABI Research, к 2011 году в мире будет порядка 514 млн. подписчиков мобильного телевизионного контента. С учетом того, что к концу 2005 года этот показатель достигал 6,4 млн., то ожидается рост на порядок. Причем прогнозируется, что рост будет идти именно за счет увеличения спроса на вещательное ТВ, в то время как количество желающих скачивать нужные им видеролики (video-on-demand) не будет составлять существенной части рынка.

В тоже время, количество пользователей, скачивающих на свои мобильные телефоны персональные видеоролики, растет. Так, по данным Telephia, в США 3% пользователей являются подписчиками разнообразных виедеосервисов, таких как YouTube, MySpace, Facebook. Однако среди тех, кто недавно купил новое мобильное устройство, этот показатель уже достигает 6%, что говорит о тенденции к увеличению интереса к мобильному видео. При этом США далеко отстают от европейских стран.

Число абонентов, скачивающих видео на мобильные устройства в странах Европы, Канаде и США, 2006

Страна Испания Италия Англия Швеция Германия Франция Канада США
Число абонентов, % 15% 14% 12% 10% 9% 9% 4% 3%

Источник: Telephia, 2006

Если мобильное ТВ пока имеет довольно слабое проникновение, то мобильный доступ к интернету становится уже относительно распространенным явлением. По расчетам Telephia, в мире уже 34,6 млн. подписчиков (на июнь 2006 года), которые имеют доступ к интернету через мобильные устройства. Самыми посещаемыми при этом является сайты электронной почты и прогноза погоды. Далее следуют сайты спортивного содержания с 7,1 млн. пользователей и поисковые системы с 6,5 млн. и сайты-путеводители с 6 млн. мобильными посетителями. Так, наиболее посещаемым с мобильников сайтом в июне 2006 года стал Yahoo! Mail, The Weather Channel посетили 5,8 млн. человек, Google Search и MSN Hotmail соответственно 4,3 и 3,4 млн. посетителей. При этом более четверти используют браузер Openwave, 24% - браузер Motorola, а 13% - Nokia, у 81% абонентов мобильного интернета телефоны поддерживают xHTML-MP.

Уже намечается определенная тенденция миграции пользователей определенных сайтов с персональных компьютеров на мобильные устройства. Так, Telepfia и ComScore запустили услугу MobileWeb Metrix, которая сравнивает посещения с ПК и мобильников. Результаты оказались весьма интригующими: многие сайты в основном посещают уже не с ПК. Так, для таких интернет-ресурсов, как AccuWeather, ESPN, Weather.com, Yahoo! Weather, Gmail доля посетителей с мобильных устройств оказалась выше, чем с традиционных компьютеров.


Точки роста

BIM в России. Что его стимулирует, а что — тормозит

Информационное моделирование приходит в строительную отрасль.

Персона месяца

Инвесторам интересен не российский интернет, а российские технологии

Кенес Ракишев

казахстанский миллионер, создатель криптосмартфона