Неголосовые сервисы: впереди пять лет революции
На фоне падения доходов от обычных голосовых сервисов операторы делают ставки на развитие неголосовых мобильных услуг. В этой сфере отмечается довольно серьезный рост, основанный как на развитии мобильных технологий, так и на увеличивающемся наборе услуг, а прогнозы аналитических компаний в этой сфере говорят о революционной динамике в ближайшие пять лет.Бума ожидают также и в индустрии мобильных игр. По прогнозам компании IDC, к 2008 году доходы американских вендоров мобильных игр достигнут 1,5 млрд. долл., в то время как в 2005 году они составили 600 млн. долл. (Стоит, однако, отметить, что прогнозы на 2008 год, сделанные в 2003 году, были в два раза оптимистичнее). Screen Digest ожидает в 2006 году рост доходов до 766,9 млн. долл. По статистике Telephia Mobile Game Report за первый квартал 2006 года, количество покупок мобильных игр в США за апрель составило 8,6 млн. Интересно, что основными "геймерами" являются женщины: их доля в игровой мобильной индустрии составляет 65%. Самой популярной игрой по-прежнему остается Тетрис, в различных модификациях намного опережающий конкурентов.
Доля мобильных игр в США, 1-й квартал, 2006
Название | Производитель | Доля рынка |
Tetris | EA Mobile | 5,2% |
Tetris Deluxe | EA Mobile | 3,6% |
Bejeweled | EA Mobile | 2,6% |
JAMDAT Mahjong | EA Mobile | 2,2% |
Ms. Pac-Man | Namco | 2% |
Galaga | Namco | 1,9% |
Downtown Texas Hold'em | EA Mobile | 1,8% |
Who Wants To Be A Millionaire 2005 | Cosmic Infinity | 1,5% |
Источник: Telephia, 2006
Немаловажную роль в развитии неголосовых сервисов играет уровень проникновения смартфонов, так как наличие конвергентных устройств позволяет операторам предлагать большее количество услуг. По уровню использования смартфоны занимают в странах Европы и США лидирующие позиции. Также, по данным Telephia, ведущее место здесь занимают жители Италии (19,2%). В целом, как это ни удивительно, США же имеют довольно скромный показатель в этом плане.
Уровень проникновения смартфонов в странах Европы и США, декабрь, 2006
Страна | Италия | Испания | Англия | Германия | США | Швеция | Франция |
Уровень проникновения | 19,2% | 9,5% | 7,5% | 4,9% | 3,8% | 3,6% | 3,5% |
Источник: Telephia, 2006
Рост неголосовых сервисов приводит к одновременному усилению влияния маркетинговых компаний в мобильной сфере. Расходы на мобильную рекламу достигают уже значительных масштабов. По данным JupiterResearch, в текущем году они составят порядка 1,4 млрд. долл., а к 2010 году более чем удвоятся, составив 2,9 млрд. долларов.
А что в России?
По оценкам iKS-Consulting, российский рынок дополнительных мобильных сервисов показывает устойчивый рост - в первом квартале 2006 года доходы операторов составили 462 млн. долл., то есть примерно 16% от общих доходов операторов. Лидером в этой сфере является МТС с 147,8 млн. долл. или 32% рынка, далее следует "Вымпелком" - 138 млн. долл. и "Мегафон" - 64,6 млн. долл.
В то же время в 2005 году российский рынок дополнительных услуг в сетях сотовой связи демонстрировал слабые результаты, его емкость выросла только на 43% до 1,4 миллиарда долларов США (в предыдущие годы рост составлял 176% в год, а их доля в общих доходах операторов сотовой связи увеличится с 12,4% до 13,1%). Такова была оценка российского мобильного рынка, сделанная компанией iKS-Consulting. В то же время снижение роста абонентской базы по объективным причинам, заставляет операторов искать источники доходов именно в неголосовых сервисах.
Запуск со стороны Google контекстной рекламы на мобильных телефонах в России говорит о перспективности рынка в стране – маркетинговый нюх редко подводит компанию.
Доля конвергентных устройств по сравнению с обычными мобильными телефонами, Россия, 1 квартал 2006
Источник: J&P, 2006
Одним из факторов замедления темпов роста неголосовых сервисов является малая доля продвинутых телефонов, например, поддерживающих GPRS или EDGE. Однако и тут намечается положительная динамика. По оценке J&P, на фоне замедления роста рынка сотовых телефонов в целом, сектор смартфонов продолжает расти. Доля поставок смартфонов в начале 2006 года увеличилась более чем в три раза по сравнению с показателями за 1-ое полугодие 2005 года (составляя доли в 3% и 1% соответственно).
Самвел Мартиросян / CNews