Рынок мобильного софта переходит на онлайн-каталоги
Кризисные явления на ИТ-рынке и сотовой рознице не преминули отразиться на развитии отрасли мобильных приложений. Маркетинговые усилия крупнейших разработчиков платформ – Apple, Microsoft и Nokia - отчасти смягчили негативный эффект снижения покупательской способности. Среди основных трендов текущего года – смена каналов дистрибуции ПО и переход на онлайн-каталоги.Тем не менее, большинство компаний-разработчиков верят в то, что за этими решениями стоит будущее рынка. "С нашей точки зрения, в дистрибуции мобильного софта самое важное – понимать, как сделать загрузку дополнительных программ простой и доступной пользователю. Создание онлайн-магазина Apple AppStore изменило само представление пользователей о софте, и мобильные приложения, ранее воспринимаемые как нечто малоизвестное и доступное только "людям знающим", стали очень популярными и легко приобретаемыми, - объясняет Василий Филиппов. - Процесс приобретения софта далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Достаточно сложно понять, подходит ли программа под определенный телефон или нет, найти подходящий онлайн-магазин, синхронизировать телефон с компьютером и привести процесс покупки и оплаты; иногда сложно даже догадаться о самой возможности установить дополнительные приложения. Все становиться намного проще и приятнее, когда на мобильное устройство уже предустановлен каталог программ, подобранных именно для этого телефона. Можно в любое время посмотреть, какие интересные мобильные приложения в нем существуют, загрузить их и попользоваться ими, после чего удалить или купить их".
Онлайн-магазины контента для мобильных платформ
Характеристика | Наличие эксклюзивного контента | Оплата со счета абонента | Возврат денежных средств | Наличие контента для России | Совместимые ОС | Вендор |
PlayNow | нет | есть | нет данных | есть | Symbian (UIQ), J2ME | SonyEricsson |
Application Store | нет | есть | нет | нет | Windows Mobile (Symbian OS (S60), Samsung Bada | Samsung |
App Catalog | есть | нет данных | нет данных | нет | WebOS | Palm |
Blackberry App World | нет | нет (PayPal) | нет | нет | BlackBerry OS | RIM |
Android App Market | нет | нет (Google Checkout) | нет | есть | Android OS | |
Nokia Ovi Store | нет | есть | есть | есть | Symbian OS (S60), Nokia S40 | Nokia |
Windows Mobile Marketplace | нет | есть | есть | есть | Windows Mobile 6.5 | Microsoft |
Apple App Store | нет | нет (через iTunes) | нет | есть | iPhone OS | Apple |
Источник: CNews Analytics, 2010
Операторская кастомизация смартфонов и коммуникаторов в этом отношении, по мнению Михаила Фадеева, останется перспективным направлением в будущем по причине существующего развития отечественного рынка сотового ритейла (имеется в виду получение основными операторами контроля над основными розничными каналами и создание собственных розничных сетей с большим количеством точек продаж). "Разного рода софтверные каталоги, скачиваемые по запросу или устанавливаемые в офисе абонентского обслуживания или розничной точки продаж, не способны дать широкого охвата аудитории. Среднестатистический абонент ленив и ему "по умолчанию" ничего не надо. Прямой рекламой достичь массового интереса к софтверному продукту или сервису можно, но только при условии реально больших инвестиций в продвижение", - считает аналитик.
Второй вариант - вендорская кастомизация (OEM-предустановка программ) - по его словам, альтернативой такому подходу не станет: производители "умной техники" не получат дополнительного увеличения продаж из-за того, что в смартфоне или коммуникаторе появятся дополнительные иконки или сервисы, но зато столкнутся с проблемой выплат отчислений производителям сервисов из собственной прибыли. О том же говорит и Дмитрий Бехтерев: "Что касается вендоров, то поскольку почти все из них начали разработку собственных каналов продажи ПО, их влияние на рынок программного обеспечения, действительно, снизилось. Теперь нет необходимости работать плотно с каким-либо вендором или группой вендоров – покупает в конечном итоге пользователь. Сотрудничество с вендорами интересно в части разработки программного обеспечения, максимально использующего возможности устройств (в том числе новых), но не в части распространения ПО. Именно поэтому объем "чистых" ОЕМ-сделок на рынке упал". Специалист говорит, что общий объем продаж в конечном итоге не изменился, поскольку вендоры просто перенесли часть затрат на пользователей, но не берется оценивать эффект от этого для рынка. "Крупные зарубежные порталы и продавцы ПО успешно интегрируют свои службы и сервисы с ведущими операторами: оператор получает полную налаженную структуру продаж и целевую группу, расширяет количество сервисов и пр., а портал приобщается к активной аудитории оператора. Это, конечно, хорошо, однако, разработчики ПО ставятся, таким образом, в еще более узкие и жесткие рамки: теперь требования дистрибьюторов не обсуждаются также, как это было ранее с операторами", - поясняет Даниил Ищенко. Анна Зайцева объясняет тот факт, что что вендоры в текущих условиях не оказывают влияния на активизацию продаж, с одной стороны, общеэкономической ситуацией и связанными с этим негативными тенденциями, а с другой - выравниванием в последние годы общего качественного уровня реализуемого ПО различных производителей.
Вариант продажи мобильного софта через VAS-провайдеров игроки рынка оценивают весьма неоднозначно. Это связано с тем, что в настоящее время их целевые аудитории не совпадают с теми, которые имеются у производителей софта для смартфонов и коммуникаторов.
Перспективы рынка
Успешный запуск в 2008 году онлайн-витрины мобильного ПО App Store, в котором число размещенных приложений на конец 2009 года превысило 100 тыс. (число загрузок составило больше 2,5 млрд), продолжает стимулировать развитие отрасли в кризис. Так, если обратиться к статистике Gartner, то в мире под отличные от iPhone/iPod Touch устройства было продано только 16 млн программ, что составило около 1% от всего оборота рынка. В IDC предполагают, что к концу 2009 года в магазине от Apple будет уже больше 300 тыс. программ, в то время как у ближайшего конкурента – Android Market – 50-75 тыс. (в конце 2009 года там было 19 тыс.). На фоне этого вендоры (например, Samsung) анонсируют открытие своих площадок для загрузки контента, интегрируя их в устройства, а разработчики переходят от размещения софта на официальных сайтах и интернет-магазинах в Магазин.Ovi и Windows Mobile Marketplace (включая, естественно, и сам App Store). Тем не менее, на фоне таких положительных трендов звучат и скептические настроения участников рынка. "Apple App Store для разработчика - это "черный ящик". Что там происходит, по какому принципу выбираются Featured, Staff favorites, пока загадка, а попадание в эти разделы дают увеличение продаж в разы. Своими же силами пробиться наверх сквозь горы "мусора", которым завален App Store, довольно тяжело, но возможно", - констатирует Мурад Назаралиев. Михаил Фадеев отмечает, что большое количество представленного в AppStore софта становится уже своего рода тормозом развития концепции, поэтому схема представления контента, его поиска и категоризации потребителем должны быть далее усовершенствованы. "Чтобы хотя бы как-то продвинуть свои магазины, производители должны будут вложиться в них по максимуму. К сожалению, прошло время, когда они могли создавать и развивать свои магазины "малой кровью". То, что было раньше – несерьезно, поскольку то, с чем их будут сравнивать (AppStore) – это полноценный продукт и разветвленное сообщество", - замечает Даниил Ищенко.
В Gartner полагают, что в 2010 году пользователи по всему миру потратят на покупку мобильных приложений порядка 6,2 млрд долларов, а всего скачают на свои телефоны 8 млрд единиц софта. Примечательно, что 82% от всех таких загрузок будет бесплатной, а к 2013 году этот показатель возрастет до 87%. Тем не менее, как ожидается, выручка магазинов (и, следовательно, и разработчиков, получающих отчисления с нее) все равно будет расти – к 2013 году предполагается, что она достигнет 29,5 млрд долларов. Это станет возможным из-за большего распространения приложений по подписке и программ с рекламой (последние часто встречаются, например, в Android Market, где доля бесплатных продуктов порядка 2/3). Соответственно, как заключают аналитики Gartner, онлайн-каталоги станут ключевой темой в мобильной индустрии на 2010 год, а количество и качество размещенных в них приложений определит лидера по платформам со стороны пользователя, у которого будет большой выбор источников быстрого и удобного получения контента на свой смартфон или коммуникатор.