Разделы

Телеком Мобильная связь

Рынок мобильного софта переходит на онлайн-каталоги

Кризисные явления на ИТ-рынке и сотовой рознице не преминули отразиться на развитии отрасли мобильных приложений. Маркетинговые усилия крупнейших разработчиков платформ – Apple, Microsoft и Nokia - отчасти смягчили негативный эффект снижения покупательской способности. Среди основных трендов текущего года – смена каналов дистрибуции ПО и переход на онлайн-каталоги.

Тем не менее, большинство компаний-разработчиков верят в то, что за этими решениями стоит будущее рынка. "С нашей точки зрения, в дистрибуции мобильного софта самое важное – понимать, как сделать загрузку дополнительных программ простой и доступной пользователю. Создание онлайн-магазина Apple AppStore изменило само представление пользователей о софте, и мобильные приложения, ранее воспринимаемые как нечто малоизвестное и доступное только "людям знающим", стали очень популярными и легко приобретаемыми, - объясняет Василий Филиппов. - Процесс приобретения софта далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Достаточно сложно понять, подходит ли программа под определенный телефон или нет, найти подходящий онлайн-магазин, синхронизировать телефон с компьютером и привести процесс покупки и оплаты; иногда сложно даже догадаться о самой возможности установить дополнительные приложения. Все становиться намного проще и приятнее, когда на мобильное устройство уже предустановлен каталог программ, подобранных именно для этого телефона. Можно в любое время посмотреть, какие интересные мобильные приложения в нем существуют, загрузить их и попользоваться ими, после чего удалить или купить их".

Онлайн-магазины контента для мобильных платформ

Характеристика Наличие эксклюзивного контента Оплата со счета абонента Возврат денежных средств Наличие контента для России Совместимые ОС Вендор
PlayNow нет есть нет данных есть Symbian (UIQ), J2ME SonyEricsson
Application Store нет есть нет нет Windows Mobile (Symbian OS (S60), Samsung Bada Samsung
App Catalog есть нет данных нет данных нет WebOS Palm
Blackberry App World нет нет (PayPal) нет нет BlackBerry OS RIM
Android App Market нет нет (Google Checkout) нет есть Android OS Google
Nokia Ovi Store нет есть есть есть Symbian OS (S60), Nokia S40 Nokia
Windows Mobile Marketplace нет есть есть есть Windows Mobile 6.5 Microsoft
Apple App Store нет нет (через iTunes) нет есть iPhone OS Apple

Источник: CNews Analytics, 2010

Операторская кастомизация смартфонов и коммуникаторов в этом отношении, по мнению Михаила Фадеева, останется перспективным направлением в будущем по причине существующего развития отечественного рынка сотового ритейла (имеется в виду получение основными операторами контроля над основными розничными каналами и создание собственных розничных сетей с большим количеством точек продаж). "Разного рода софтверные каталоги, скачиваемые по запросу или устанавливаемые в офисе абонентского обслуживания или розничной точки продаж, не способны дать широкого охвата аудитории. Среднестатистический абонент ленив и ему "по умолчанию" ничего не надо. Прямой рекламой достичь массового интереса к софтверному продукту или сервису можно, но только при условии реально больших инвестиций в продвижение", - считает аналитик.

Второй вариант - вендорская кастомизация (OEM-предустановка программ) - по его словам, альтернативой такому подходу не станет: производители "умной техники" не получат дополнительного увеличения продаж из-за того, что в смартфоне или коммуникаторе появятся дополнительные иконки или сервисы, но зато столкнутся с проблемой выплат отчислений производителям сервисов из собственной прибыли. О том же говорит и Дмитрий Бехтерев: "Что касается вендоров, то поскольку почти все из них начали разработку собственных каналов продажи ПО, их влияние на рынок программного обеспечения, действительно, снизилось. Теперь нет необходимости работать плотно с каким-либо вендором или группой вендоров – покупает в конечном итоге пользователь. Сотрудничество с вендорами интересно в части разработки программного обеспечения, максимально использующего возможности устройств (в том числе новых), но не в части распространения ПО. Именно поэтому объем "чистых" ОЕМ-сделок на рынке упал". Специалист говорит, что общий объем продаж в конечном итоге не изменился, поскольку вендоры просто перенесли часть затрат на пользователей, но не берется оценивать эффект от этого для рынка. "Крупные зарубежные порталы и продавцы ПО успешно интегрируют свои службы и сервисы с ведущими операторами: оператор получает полную налаженную структуру продаж и целевую группу, расширяет количество сервисов и пр., а портал приобщается к активной аудитории оператора. Это, конечно, хорошо, однако, разработчики ПО ставятся, таким образом, в еще более узкие и жесткие рамки: теперь требования дистрибьюторов не обсуждаются также, как это было ранее с операторами", - поясняет Даниил Ищенко. Анна Зайцева объясняет тот факт, что что вендоры в текущих условиях не оказывают влияния на активизацию продаж, с одной стороны, общеэкономической ситуацией и связанными с этим негативными тенденциями, а с другой - выравниванием в последние годы общего качественного уровня реализуемого ПО различных производителей.

Вариант продажи мобильного софта через VAS-провайдеров игроки рынка оценивают весьма неоднозначно. Это связано с тем, что в настоящее время их целевые аудитории не совпадают с теми, которые имеются у производителей софта для смартфонов и коммуникаторов.

Перспективы рынка

Успешный запуск в 2008 году онлайн-витрины мобильного ПО App Store, в котором число размещенных приложений на конец 2009 года превысило 100 тыс. (число загрузок составило больше 2,5 млрд), продолжает стимулировать развитие отрасли в кризис. Так, если обратиться к статистике Gartner, то в мире под отличные от iPhone/iPod Touch устройства было продано только 16 млн программ, что составило около 1% от всего оборота рынка. В IDC предполагают, что к концу 2009 года в магазине от Apple будет уже больше 300 тыс. программ, в то время как у ближайшего конкурента – Android Market – 50-75 тыс. (в конце 2009 года там было 19 тыс.). На фоне этого вендоры (например, Samsung) анонсируют открытие своих площадок для загрузки контента, интегрируя их в устройства, а разработчики переходят от размещения софта на официальных сайтах и интернет-магазинах в Магазин.Ovi и Windows Mobile Marketplace (включая, естественно, и сам App Store). Тем не менее, на фоне таких положительных трендов звучат и скептические настроения участников рынка. "Apple App Store для разработчика - это "черный ящик". Что там происходит, по какому принципу выбираются Featured, Staff favorites, пока загадка, а попадание в эти разделы дают увеличение продаж в разы. Своими же силами пробиться наверх сквозь горы "мусора", которым завален App Store, довольно тяжело, но возможно", - констатирует Мурад Назаралиев. Михаил Фадеев отмечает, что большое количество представленного в AppStore софта становится уже своего рода тормозом развития концепции, поэтому схема представления контента, его поиска и категоризации потребителем должны быть далее усовершенствованы. "Чтобы хотя бы как-то продвинуть свои магазины, производители должны будут вложиться в них по максимуму. К сожалению, прошло время, когда они могли создавать и развивать свои магазины "малой кровью". То, что было раньше – несерьезно, поскольку то, с чем их будут сравнивать (AppStore) – это полноценный продукт и разветвленное сообщество", - замечает Даниил Ищенко.

В Gartner полагают, что в 2010 году пользователи по всему миру потратят на покупку мобильных приложений порядка 6,2 млрд долларов, а всего скачают на свои телефоны 8 млрд единиц софта. Примечательно, что 82% от всех таких загрузок будет бесплатной, а к 2013 году этот показатель возрастет до 87%. Тем не менее, как ожидается, выручка магазинов (и, следовательно, и разработчиков, получающих отчисления с нее) все равно будет расти – к 2013 году предполагается, что она достигнет 29,5 млрд долларов. Это станет возможным из-за большего распространения приложений по подписке и программ с рекламой (последние часто встречаются, например, в Android Market, где доля бесплатных продуктов порядка 2/3). Соответственно, как заключают аналитики Gartner, онлайн-каталоги станут ключевой темой в мобильной индустрии на 2010 год, а количество и качество размещенных в них приложений определит лидера по платформам со стороны пользователя, у которого будет большой выбор источников быстрого и удобного получения контента на свой смартфон или коммуникатор.

Михаил Демидов