Разделы

Телеком Мобильная связь Беспроводная связь

Спутниковые телефоны: ненужный хайтек?

Дорогие абонентские терминалы и высокая стоимость услуг спутниковой мобильной связи в России не способствуют росту ее популярности. Аналитики также не считают этот сегмент многообещающим, апеллируя к высокой степени проникновения сотовых технологий. Тем не менее, в 2006 году динамика развития спутниковой мобильной связи была положительной. Локальная востребованность спутниковых средств (морская и речная навигация, Крайний Север) обеспечивает стабильную динамику сегмента.

В нашей стране спутниковые мобильные телефоны, предоставляющие возможность связи практически в любой точке земного шара, не получают пока широкого распространения. Более того, можно сказать, что в повседневности само существование этого вида услуг связи остается практически незаметным.

Тем не менее, определенный рост числа пользователей наблюдается: если в 2005 году, по данным CNews Analytics, в стране насчитывалось около 80 тыс. абонентов спутниковых операторов, то сейчас, по оценкам AC&M, суммарное число пользователей спутниковой связи в России немногим меньше 100 тыс. человек. Основные клиенты операторов спутниковой связи — крупные корпорации, которым необходимо обеспечить своих сотрудников связью в удалённых районах. Оценить объём этого рынка в России достаточно сложно по причине его непрозрачности. "Она объясняется тем, что операторы спутниковой связи — иностранные компании, которые неохотно раскрывают данные о своей деятельности", — объяснил г-н Шатиков, аналитик AC&M.

Сравнительные характеристики спутниковых терминалов различных производителей, 2007

Характеристика GlobalStar Inmarsat Thuraya Iridium
Зона общего охвата 80% земной поверхности 98% земной поверхности 40% земной поверхности 100% земной поверхности (не работает в 4 странах, в России лицензия приостановлена)
Форма исполнения терминалов трубка ноутбук трубка трубка
Стоимость телефоных терминалов, долл. >559 >2500 >1000 >1850
Стоимость исходящих звонков, долл./мин. >1,19 >2,80 0,5 >1,20
Стоимость входящих звонков, долл./мин. бесплатно бесплатно бесплатно бесплатно
Gsm-услуги есть нет есть есть
Охват территории РФ 95% 95% 90% 100%

Источник: CNews Analytics, 2007

Игроки рынка в будущее смотрят с оптимизмом. Андрей Салов, менеджер по маркетингу компании MarInfo говорит, что спрос на технологию есть. По его мнению, компании, которые в свое время начали заниматься этим сегментом рынка связи на Северо-западе, сумели не только выжить, но и продолжают успешно работать: "Я говорю о нас и наших конкурентах: AlienTelecom, MC Nord и, конечно, "МорСвязьСпутник". Несмотря на все сложности, ни одна из этих компаний никуда не исчезла — значит, смысл заниматься спутниковыми коммуникациями на Северо-западе есть". Рынок пока что довольно специфичный, очень узко ориентированный. Также сказывается низкая рекламная активность компаний, предоставляющих услуги спутниковой связи, но эту тенденцию постепенно удается переломить.


Работники банковской сферы с помощью спутниковых терминалов часто играют в "найди меня" посредством GPS в аппаратах Thuraya

Среди клиентов указываются, прежде всего, компании, связанные с морском бизнесом, лесозаготовками или имеющие производства в удаленных регионах (Кольский полуостров, Дальний Восток). Интересно, что значительное число абонентов — работники банковской сферы, которые с помощью спутниковых терминалов часто играют в "найди меня" посредством GPS в аппаратах Thuraya — скидывают координаты смской и ищут друг друга. Другая клиентская "прослойка" более предсказуема — это охотники, рыболовы, реже — туристы, которые осваивают удаленные территории области, в частности, карельское направление.

Спутниковой связью интересуются сотовые ритейлеры?

На 2007 год специалисты предсказывают дальнейший рост рынка. Люди начнут узнавать о спутниковых телефонах, появятся новые удобные модели, чья функциональность возрастет (смартфоны, полифония), а размеры уменьшатся. Не исключено, что спутниковыми аппаратами заинтересуется один из крупных сетевых мобильных ритейлеров, который начнет реализовывать их через обычные салоны сотовой связи.

"Слухи об этом на рынке уже циркулируют. Немалую роль в росте популярности спутниковых мобильных аппаратов сыграет и возможность взять телефон в аренду. Спрос на эту услугу повышается особенно быстро", — подвел итог Андрей Салов.

Роман Непомнящий, менеджер компании "Телематические системы", сотрудничающей с GlobalStar, отмечает в своем бизнесе следующие тенденции. "Мы работаем на питерском рынке с 2003 года, и я могу отметить, что люди становятся богаче. В прошлом году мы отметили рост продаж на 20–25% и планируем в 2007 году увеличить их на столько же. Объясняется это просто: наши клиенты, в основном, частные лица, постоянно посещающие с деловыми целями такие регионы, где нет покрытия сотовыми базовыми станциями, но им нужная связь. Аппараты и покупают, и берут в аренду примерно в равном объеме. Звонки при этом получаются дешевле. 1,19 долл. за минуту из любого района против 3 долл. в роуминге у "сотовиков". Разница, согласитесь, ощутимая. Также у нас есть крупные корпоративные клиенты, предпочитающие оптимальные решения во всем, включая связь", — рассказывает он. Относительно высокая стоимость терминалов (от 660 до 1100 долл.) окупается соотношением цены услуги и ее качества. Также заметное место в продажах занимают GPS-навигаторы производителей Garmi и Magellan, которые пользуются популярностью у автомобилистов, охотников, рыбаков и туристов.

Игорь Цуриков, менеджер по продажам и маркетингу компании AlienTelecom, видит региональный рынок услуг спутниковой связи так: "Петербургский рынок спутниковой связи достаточно стабилен. Насыщенным его назвать нельзя в силу ограниченности предлагаемого оборудования и слабой конкуренции между операторами сетей мобильной спутниковой связи. Есть небольшой рост, но с ним не нужно путать несерьезные сезонные колебания спроса. На мой взгляд, рост происходит за счет большей доступности мобильных терминалов для широкого сегмента клиентов в силу общего увеличения покупательской способности, возможностей путешествовать, проводить досуг".