Спецпроекты

Свободный перенос номеров в России: "за" и "против"

Телеком Мобильная связь
Внедрение технологии переноса номеров является одним из основных этапов развития телекоммуникационной отрасли. Так, во многих странах она уже доказала свою эффективность. Вопрос существования NP в России также активно обсуждался, но его решение постоянно откладывается. Новым толчком к очередному витку обсуждений может стать решение Союза участников рынка инфокоммуникационных услуг о создании рабочей группы и необходимости проведения в России исследований в области переноса номера абонентов.

Можно с полной уверенностью сказать, что внедрение технологии переноса номеров (Number Portability, далее NP) идет по всему миру все стремительнее. По данным Telecommunication Management Group, на конец 2008 года услуга MNP была реализована в 48 странах мира, а общее количество только мобильных абонентов, воспользовавшихся этой услугой, составляло порядка 154 миллионов. Международный опыт внедрения показывает, что регулирующие органы во всем мире благосклонно воспринимают данную концепцию. Более того, последние изменения в Европейском законодательстве в области связи устанавливают период подключения абонентов менее 2 часов для всех стран Евросоюза.

Существует несколько основных предпосылок внедрения механизма переноса номера. В первую очередь, внедрение такого рода услуг выгодно самому рынку, поскольку приведет к развитию конкуренции между операторами. Это обязательно скажется на расширении спектра предоставляемых услуг и изменении тарифов на услуги связи. Кроме того, в этому случае абоненты получают большую свободу при выборе оператора, сохраняя при этом телефонный номер. (Существует значительное число абонентов, которые дорожат своим номером, но в силу тех или иных причин хотели бы сменить оператора). Также важно, что данная процедура помогает сохранить сокращающееся количество телефонных номеров, доступных беспроводным, а в последствии и проводным, операторам.

MNP (Mobile Number Portability) – комплекс технических средств и межоператорских соглашений о переносимости номера мобильного телефона между операторами связи.

На первый взгляд, переход абонента и его подключение к другому оператору может показаться довольно простым процессом. На самом же деле это сложная задача, состоящая из множества этапов, оказывающих влияние на технические и операционные аспекты деятельности операторов. Учитывая сложность подобных решений, внедрение NP является очень трудоемкой задачей и требует от регулятора и участников рынка четких и прозрачных подходов на всех этапах разработки, внедрения и дальнейшего развития подобных решений.

Количество стран, внедривших технологию перехода номеров

Источник: Telecommunication Management Group, 2009

Одним из главных рисков в отрасли является то, что введение NP может сопровождаться оттоком клиентов, резкой динамикой выручки вплоть до ее падения и последующим возможным подрывом конкурентного положения оператора. Опыт внедрения NP в разных странах показал, что после его введения уровень "оттока" клиентов может вырасти до 50%. Например, в Гонконге около полутора миллионов абонентов сотовой связи (или 30% рынка) сменили оператора в течение года после введения NP. Исследование, проведенное компанией Merrill Lynch, определило влияние этого процесса в Гонконге как "катастрофическое", поскольку произошел резкий скачок цен, а "утечка" клиентов выросла в пять раз по сравнению с более ранними периодами.

Внедрение технологии переноса номеров по странам

Год введения MNP Страна
1997 Сингапур
1998 Великобритания
1999 Гонконг, Нидерланды
2000 Испания, Швеция, Швейцария
2001 Австралия, Дания, Италия, Норвегия
2002 Бельгия, Германия
2003 Финляндия, Франция, Ирландия, Люксембург, Португалия, США
2006 Канада
2008 Мексика
2009-2010* Индия
2010* Перу
В процессе рассмотрения вопроса Аргентина, Австрия, Колумбия, Чехия, Япония, Мексика, ЮАР, Южная Корея, Тайвань

*планируют внедрить

Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009

Необходимо также учитывать, что на уровень перехода абонентов значительным образом влияют и стандарты времени на смену оператора, регулируемые официальными органами.

Cтандарты времени на смену оператора в некоторых странах

Страна Средний период подключения услуг
Гонконг 3 дня
Великобритания От 2 дней
Нидерланды От 14 до 60 дней
Австралия Менее 3-х часов
США Менее 3-х часов
Ирландия Менее 1 часа

Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009

Так, в США этот стандарт составляет 2,5 часа. Это контрастирует с положением дел в других странах, например Нидерландах и Великобритании, где долгая задержка срока подключения услуг действует как средство сдерживания клиентов при переходе к другому оператору.

Основные принципы реализации NP

Существует несколько основных принципов реализации NP.

OR (Onward Routing). Вызов направляется к сети, которой изначально принадлежал номер ("материнская" сеть). Уже затем на основе соответствующей базы данных "материнского" оператора мигрировавших абонентов звонок отправляется в требуемом направлении.

Маршрутизация по принципу Onward Routing

Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009

ЗА: Отсутствие необходимости модифицировать сети операторов, подход эффективен только в тех случаях, когда переносится небольшое количество номеров. Решение создается достаточно быстро и стоит относительно дешево.

ПРОТИВ: Звонки приводят к лишним затратам на маршрутизацию вызовов. Ограничение относительно предоставления сервисов в "материнской" сети влияет на спектр услуг, предоставляемых абоненту новым провайдером. Неэффективно и дорого, когда переносится много номеров.

QoR (Query on Release). Как и прежде звонок направляется в "материнскую" сеть. Если номер был перенесен, вызов возвращается, после чего оператор абонента, его инициировавшего, проверяет номер в базу данных перенесенных номеров и затем отсылает звонок в нужную сеть.

Маршрутизация по принципу Onward Routing

Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009

ЗА: Дает возможность избежать ненужных затрат, связанных с маршрутизацией вызовов. В базе данных требуется проверять не все номера, а лишь перенесенные. Этот способ в целом дешевле, чем следующий (ACQ)