Свободный перенос номеров в России: "за" и "против"
Внедрение технологии переноса номеров является одним из основных этапов развития телекоммуникационной отрасли. Так, во многих странах она уже доказала свою эффективность. Вопрос существования NP в России также активно обсуждался, но его решение постоянно откладывается. Новым толчком к очередному витку обсуждений может стать решение Союза участников рынка инфокоммуникационных услуг о создании рабочей группы и необходимости проведения в России исследований в области переноса номера абонентов.ПРОТИВ: Вызывает дополнительную нагрузку на сети, связанную с установлением соединения и его разрывом, если номер перенесен. Требует модификации сетей с целью возможности проверки номеров в базе данных.
ACQ(All Call Query). Исходящая сеть запрашивает базу данных перенесенных номеров по поводу каждого звонка и направляет вызов сразу по точному адресу "принявшего" оператора.
ЗА: Нет необходимости в маршрутизации звонков, полная независимость от "материнской" сети. Наиболее эффективное решение, когда переносится много номеров (актуально в российских масштабах). Позволяет осуществлять трансфер абонентов и звонков между мобильными и фиксированными сетями.
ПРОТИВ: Самое дорогое и технически сложное в реализации решение.
Маршрутизация по принципу Onward Routing
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
Вне зависимости от принципа реализации в общей цепочке должна находиться выделенная функциональная единица (клиринговый дом, созданию которого необходимо уделить отдельное внимание), основными задачами которой являются: управление программно-аппаратным комплексом, реализующим принцип NP, администрирование и управление базой данных переходящих номеров и биллинг за услуги NP.
Степень влияния
Конечно, при реализации столь масштабного проекта встает вопрос относительно возникающих выгод и потерь. Мировой опыт показал, что внедрение принципа переносимости номеров очень положительно сказывается на рынке инфокоммуникационных услуг.
Рассмотрим более детально 3-х основных участников: государство (в лице регулятора), операторы и абоненты. В таблице представлен анализ влияния NP на их деятельность.
Анализ влияния NP
Государство | Операторы | Абоненты |
-Предоставление абонентам реализации прав выбора -Повышение конкуренции, без привлечения новых участников рынка -Снижение стоимости услуг, которое ведет к повышению лояльности жителей страны, снижению протестных настроений -Упрощение смены места жительства абонента -Контроль над объемами трафика -Принципиально новый уровень СОРМ (ЦБД) |
-Возможное увеличение абонентской базы за счет других сегментов, ранее закрытых для конкретного оператора -Увеличение дохода от новых абонентов -Снижение уровня мошенничества за счет использования централизованной базы данных -Снятие сдерживающего фактора "смены номера" для большой группы абонентов при их переходе в маркетингово-привлекательные тарифы более продвинутых операторов |
-Нет необходимости оповещать все свои контакты о смене номера -Возможность обслуживания телефонов всех членов семьи или сотрудников предприятия у одного оператора связи, наиболее оптимального с точки зрения затрат и сервиса, без необходимости смены номеров |
-Необходимость корректировки законодательной базы -Необходимость разработки новых регламентов работы для операторов -Необходимость контролировать дополнительную структуру (клиринговую компанию) |
-Дополнительные расходы на оборудование, программное обеспечение и обучение -Необходимость корректировки бизнес-модели -Зависимость от надежности работы внешнего оборудования -Необходимость повышать качество услуг -Необходимость введения дополнительных программ лояльности для абонентов |
-Вызывающий абонент не имеет информации о том, клиентом какой сети является вызываемый абонент, что может сказаться на стоимости исходящего звонка |
-Сопротивление операторов связи -Неопределенность положения абонентов в случае прекращения деятельности центральной базы данных (клиринговой компании) |
-Сложнее удерживать абонентов (снижение лояльности -Вероятность потери части абонентов (уменьшение абонентской базы) -Возможное ухудшение качества абонентской базы -Снижение APRU -Обострение конкуренции |
-Высокая стоимость переноса номера -Высокая длительность переноса номера -Задержки при маршрутизации вызова -Размытая ответственность при получении некачественной услуги |
-Повышение эффективности использования радиочастотного спектра -Ускоренное развитие новых услуг -Контроль за объемами налогов, уплаченных операторами -Значительное повышение возможностей противодействия криминалу и терроризму |
-Более легкое привлечение новых абонентов (увеличение абонентской базы) -Повышение эффективности бизнес-модели -Охват дополнительных сегментов рынка -Возможность взымания долгов абонента "материнскому" оператору за счет использования централизованной базы данных (клиринговая компания) -Возможность получения "старым" оператором дополнительной прибыли за счет закладывания в структуру цены MNP "отступного платежа" (учитывая международный опыт) |
-Снижение стоимости единицы услуги -Получение новых услуг -Получение лучшего качества покрытия -Выбор оператора связи при смене места жительства с сохранением номера |
Источник: КПМГ в России и СНГ, 2009
В заключении необходимо сказать, что внедрение технологии переноса номеров вызовет на рынке связи новую волну борьбы за клиентов и значительно повысит качество услуг. Последствия внедрения технологии переноса номеров для операторов очевидны: победителями станут те операторы, которые будут рассматривать NP не только как сложное в соблюдении предписание, но и как стратегическую возможность при заведомо высоких рисках расширить свою долю рынка. Ведь в конечном счете именно абонент решает кому отдать свой рубль за оказанную услугу.
Учитывая общемировую тенденцию переноса номера и возникновение новой волны обсуждений на различных уровнях, можно быть уверенным, что ближайшие 3-5 лет мы можем стать свидетелями реальной работы NP в России.
Борьба за клиентов, пусковым механизмом которой станет внедрение технологии переноса номеров, будет носить сугубо стратегический характер; ставки в борьбе за клиентов исключительно высоки.
Те операторы, которые применят в своей деятельности интегрированный и комплексный подход, сконцентрируют усилия на сохранении существующих и привлечении новых абонентов путем взаимодействия с ними и предоставления им услуг в течение первых 12 месяцев после внедрения NP, а также используют эффективные средства внутреннего контроля, мониторинга и анализа рисков, существенно увеличивают свои шансы на успех.